Кто построил самый загадочный памятник Стоунхендж – легенды и факты. Все факты и мифы о стоунхендже Стоунхендж до реконструкции

Безусловно, великий национальный символ Великобритании, символизирующий тайну, силу и выносливость. Его первоначальная цель для нас неясна, но некоторые полагают, что это был храм сделанный для поклонения древним божествам. Другие утверждают, что это было священное место для похорон высокопоставленных граждан древних обществ.

В то время как мы не можем сказать с полной уверенностью, для чего было возведено данное сооружение, можно сказать, что он был построен для чего-то важного. Только что-то очень значимое для древних людей стоило бы таких усилий и инвестиций, что потребовались для строительства Стоунхенджа. Камни, которые мы видим сегодня представляют Стоунхендж в руинах. Многие из оригинальных камней упали или были удалены предыдущими поколениями для строительства дома или ремонта дорог. Также был нанесен значительный ущерб в результате постоянного контакта с посетителями. С 1978 года к нему нельзя приближаться вплотную.

Строительство Хендж


В свое время, строительство Стоунхенджа было впечатляющим техническим подвигом, требующего времени и огромного количества ручного труда. На первом этапе Стоунхендж был большим земляным укреплением называемым Хендж, построенным примерно 5000 лет назад. Считается, что ров был вырыт инструментами сделанными из рогов благородного оленя и, возможно, дерева. Современные эксперименты показали, что эти инструменты были наиболее полезны для земного рытья и перемещения.

Голубые камни Стоунхенджа


Около 2000 г. до н.э. был создан первый каменный круг (который в настоящее время внутренний круг), состоящий из мелких голубых камней. Камни, используемые в том первом кругу, как полагают, с гор Prescelly, расположенных примерно в 240 миль, в юго- западной части Уэльса. Каждый голубой камень весит до 4 тонн, а всего их использовалось 80 штук. Учитывая расстояние, которое они должны были преодолеть, вставала серьезная транспортная проблема. Современные теории предполагают, что камни тащили на роликах и санях из внутренних гор к верховьям Милфорд-Хейвен. Там они были загружены на плоты, баржи или лодки и плыли вдоль южного побережья Уэльса, затем вверх по рекам Эйвон и Фром к точке вблизи современного Фроум в Сомерсете. С этой точки, опять же в теории, камни тянули по суше, к месту вблизи Варминстер в графстве Уилтшир, примерно в 6 милях. Оттуда, они возвращались в воду, где медленно спускались по течению реки Вилье в Солсбери, оттуда вверх по Солсбери Эйвон в Западный Эмесбери, где оставалось 2 мили до территории Стоунхенджа.

Строительство внешнего кольца

Гигантские валуны Сарсен, формирующие внешний круг, весили по 50 тонн каждый. Транспортировать их от Холмов Марлборо, примерно 20 миль на север, - проблема еще большей величины, чем перемещение голубых камней. На большей части пути движение проходило сравнительно легко, но в самой крутой части маршрута, на Холме Редхорн, современные исследования показали, что по крайней мере 600 мужчин были бы необходимы только для того, чтобы протащить каждый камень мимо этого препятствия.

Кто построил Стоунхендж?


Вопрос от том, кто построил Стоунхендж, в большей степени остается без ответа и по сей день. Строительство памятника было приписано многим древним народам в течение многих лет, но самая увлекательная и устойчивая теория приписывала его Друидам. Эта ошибочная теория впервые была озвучена около трех веков назад, антикваром и писателем Джоном Обри.

Юлий Цезарь и другие римские писатели, рассказывали о кельтском духовенстве, которое процветало во времена их первого завоевания (55 до н.э). К этому времени, тем не менее, камни уже стояли в течение 2,000 лет и были, возможно, уже в разрушенном состоянии. Кроме того, Друиды поклонялись в лесных храмах и не было никакой потребности в каменных сооружений. Лучшим предположением считается, что территория Стоунхенджа была начата людьми позднего неолита (приблизительно 3000 до н.э) и продвинута людьми новой эпохи, которая возникала в это время. Эти «новые» люди начали использовать металлические орудия и жить более коммунальным способом, чем их предки. Некоторые думают, что они, возможно, были иммигрантами с континента, но это утверждение не поддержано археологическими доказательствами. Вероятно, что они были коренными народами, делающими те же самые вещи новыми способами.

Легенда Стоунхенджа

Легенда о Короле Артуре обеспечивает другую историю строительства Стоунхенджа. Это сказано автором двенадцатого века, Джеффри Монмута, в его Истории Королей Великобритании, где говорилось, что Мерлин принес камни в Солсберийскую равнину из Ирландии. Когда-то в пятом веке, была резня 300 британских дворян предательским саксонским лидером, Хенджестом. Джеффри говорит нам, что Верховный король, Аурелиус Амброзиус, хотел создать подходящий мемориал убитым мужчинам. Мерлин предложил экспедицию в Ирландию в целях пересадки Кольца Гиганта в Великобританию. Согласно Джеффри Монмуту, камни Кольца Гиганта были первоначально принесены из Африки в Ирландию гигантами (кто еще, но гиганты смогли бы справится с это работой?) . Камни располагались на «горе Киллэрос» и использовались в качестве места для выполнения ритуалов и для исцеления. Во главе с королем Атэром и Мерлином, экспедиция прибыла в место в Ирландии. Британцы, ни один из которых не был гигантом, очевидно, не смогли переместить огромные камни. В этот момент Мерлин понял, что только его магические способности смогут помочь. Таким образом, они были демонтированы и отправлены в Великобританию, где они были созданы в большой круг, вокруг братской могилы убитых дворян. История говорит, что Орилиус, Атэр и преемник Артура, Константин были также похоронены там в свое время.

Современный Стоунхендж


Расположенный в обширной равнине, окруженной сотнями круглых курганов или могильными холмами, территория Стоунхенджа действительно впечатляющая, особенно по мере приближения. Некоторые люди рассматривают его как место, погруженное в волшебство и тайну, некоторые как место, где можно вообразить легенды из прошлого, а другие считают его священным местом. Но, независимо с какой точкой зрения пришли вы, и какова была истинная цель его строительства, к нему нужна относиться также, как и древние - как к месту чести.

Наше время не было в целом добро к Стоунхенджу, несмотря на запудривание мозгов, о сохранении объектов наследия. Есть крупнейшее шоссе, проложенное не далее, чем 100 ярдов от камней, и коммерческий цирк построенный вокруг него, вместе с парковками, сувенирными магазинами и стендами мороженого.

Организация Английское Наследие стремится исправлять эти ошибки, и в ближайшие годы, мы можем получить возможность увидеть Стоунхендж в обстановке, в которой он был первоначально создан. Несмотря на весь его упадок и вторжение современного мира, Стоунхендж, сегодня, является впечатляющим зрелищем, и никакой маршрут вокруг Великобритании не должен пропускать его.

– это сооружение из камней, которое находится в Англии в 135 км от столицы – Лондона. Даже современные технологии с точностью не могут определить возраст этой памятки архитектуры . Некоторые археологи говорят, что ей 3000 лет, а некоторые говорят, что 5000. Также никто не знает – для чего же предназначался Стоунхендж. Одна группа историков говорит, что это была обсерватория, другая группа говорит, что в этом месте друиды совершали ритуалы, поскольку в середине сооружения есть монолит, который изготовлен из зеленого песчаника, напоминающий своим видом алтарь. Также существует мнение, что на этой территории инопланетяне совершали посадку космических кораблей. Каждый камень постройки, весит около 25 тонн. Появление памятки является тайной планеты, поэтому одному только Богу известно, каким образом было построено данное сооружение.
Факты о Стоунхендже:
- По расчетам ученых, древние люди потратили на строительство камней 2 миллиона часов, на их обработку – 20 миллионов часов, а для возведения всей постройки – около 20 столетий;
- В фундаменте Стоунхенджа археологами были найдены монеты, которыми расплачивались римляне в 7 веке до нашей эры;
- В 1615 году архитектор Инго Джонс сообщил, что этот монумент построил дьявол и римляне в честь Кнелуса – языческого божества;
- Существует версия, что Стоунхендж был местом сжигания человеческих останков. Историки аргументируют данную версию тем, что культура периода связывала с камнем смерть, с деревом – жизнь.

Легенды:
1) Как гласит древнее предание, до постройки Стоунхенджа король Артур вёл грандиозную по величине битву. На ней погибли более 300 достойных воинов, и впоследствии этого король захотел построить на этом месте монумент, как память о погибших воинах. Огромные камни переправил из Ирландии в Англию кельтский колдун Мерлин.
2) Согласно одной из легенд, Стоунхендж построили друиды, которые использовали его как храм. В этом храме они поклонялись змеям.
3) Есть версия, согласно которой монумент был возведен древними жрецами для вычисления траектории движения кометы, которая должна была уничтожить планету Земля. Как вывод, Стоунхендж является местом падения огромного метеорита.
3) Существует еще одна легенда об этом таинственном сооружении. В ней говорится, что монумент возвел Сатана. Он поставил камни и сказал, что никто не сможет посчитать их количество. Но рядом проходил священник и посчитал количество камней. После этого сатана бросил камень на священника и последний отбил его пяткой. Согласно поверью, после этого множество священников начало увлекаться футболом.

В Ирландии бытует мнение что женщина и автомобиль это несовместимые вещи. Хотя, по статистике полиции виновниками автоаварий в большинстве случаев являются именно мужчины.

Стоунхендж — это старинное сооружение из камней, которые окружены рвом. Стоунхендж находится недалеко от Лондона, в ста тридцати километрах на юго-запад, на территории Уилтшира.

Выполнен он из глыб песчаника, расположенных вертикально и горизонтально, выставленных в форме круга. Наружная окружность раньше состояла из трех десятков камней с перекладинами, из которых сейчас осталось меньше половины. Вокруг комплекса расположены окружности из неглубоких ям — где раньше располагались деревянные столбы. Также от этого сооружения в сторону реки Эйвон протянулись два параллельных рва, длиной около трех километров.

Первое документальное упоминание о Стоунхендже относится к двенадцатому веку. Одним из историков, который описывал это место, был Гальфрид Монмутский, который и связал постройку с легендарным Мерлином. По легендам, Мерлин был волшебником, и наставником для короля Артура. Именно он перенес Стоунхендж с порогов Днепра в Англию.

В день солнцестояния зимой и летом солнечные лучи в зените попадали между камнями самой высокой вертикальной арки. В этот момент посетителей комплекса, по преданию, постигало озарения касательно своей судьбы и всей Англии.

По легенде, камни Стоунхенджа — это ассоциация с рыцарями круглого стола. Они не только были равны между собой, но и добровольно признали главенство Артура. Горизонтальные камни символизируют дружбу и преданность, а алтарь в центре круга — священный Грааль, о котором мечтал каждый рыцарь.

По другой легенде, Стоунхендж построен как могила воительницы Боудиуки, предводительницы одного из племен кельтов — иценов. После смерти мужа, сражавшегося с римлянами, женщина взяла на себя роль предводителя. Во время жестокого сражения иценов разбили, но Боудика не захотела сдаваться в плен и приняла яд. Ее похороны посетили не только племена кельтов, но и римляне, которые восхитились мужеством женщины и построили над ее могилой каменный круг.

Существует и третья легенда, по которой Стоунхендж построен друидами. Говорят, что друиды передавали свои знания устно следующим поколениям в виде поэм и рассказов. Так как такой тип общения подразумевал наличие творческого потенциала, то друиды выступали как отдельная каста одаренных людей. Именно в каменном круге они собирались для различных соревнований и совещаний, однако истинное предназначение Стоунхенджа до сих пор остается загадкой.

Не смотря на такие интересные придания, археологи опровергли все истории — путем анализа было доказано, что Стоунхендж был построен примерно три с половиной тысячи лет до нашей эры и активно использовался почти два с половиной тысячелетия.

До сих пор также не ясно, как глыбы были доставлены на равнину, ведь ближайшие залежи песчаника находятся в двух сотнях километров от этого места.

Николь

Стоунхендж


  • Авторизуйтесь для ответа в теме

Сообщений в теме: 8

OFFLINE DALILA

DALILA

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Реальное имя: Ольга

Гигантское сооружение Стоунхендж - каменная загадка в самом центре Европы, как назвал этот удивительный монумент один из исследователей доктор Умлмор Тревер. Это древнее сооружение расположенное в Англии, Сейчас археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник возведен в три этапа между 3500 и 1100 гг. до н.э. Стоунхендж I представлял собой кольцевой ров с двумя залами и, возможно, служил кладбищем. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных «лунок Обри», названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII столетии. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320 км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца была установлена подкова из пяти отдельно стоящих трилитов.

В целом Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. До недавнего времени ученые предполагали, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Но последние данные современной науки заставляют пересмотреть многие выводы исследователей.

Еще в 20-х годах минувшего века известный геолог X. Томас установил. что камни для возведения комплекса доставлялись из каменоломен. которые находились более чем за 300 километров от места строительства. Не нужно говорить, что транспортировка гигантских каменных блоков требовала невероятных усилий. В конце 1994 года профессор Уэльского университета Дэвид Боуэн с помощью новейшего метода определил возраст Стоунхенджа. Оказалось, что он составляет 140 000 лет. Зачем же древним людям понадобилось прилагать огромные усилия на вырубку, сложнейшую транспортировку, обработку прочнейших глыб и их невероятную по точности установку в строгом порядке? Ответа на этот вопрос пока нет.

Известный астроном Фред Хойл. изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. По выводам других исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад! В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и провели различные исследование Их выводы явились для многих шокирующими. Оказывается, этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона (последней из известных на сегодняшний день девяти планет), а еще одна - между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати.

Особенностью всех древних мегалитов, является их необычайно высокая сейсмостойкость. Исследования показали, что при их строительстве использовались специальные платформы, смягчающие или полностью гасящие подземные толчки. На таких платформах воздвигнуто большинство всех древних сооружений. Помимо этого, такие фундаменты практически не дают «усадки почвы», которая неизбежно происходит при современном строительстве.

Ученым пока не известно, кто и для чего воздвиг во времена каменного века грандиозную астрономическую обсерваторию в центре Ирландии. Но после проведенных тщательных исследований стало ясно, что приписывать возведение этого огромного «мегалита» древним племенам друидов, жившим на территории Ирландии в те времена, просто неразумно. Несомненно одно, кем бы ни были древние строители, они обладали громадными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре. И если учесть, что грандиозные монументы и сооружения в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы, современные люди, практически ничего не знаем о собственной истории.

А пока ученые изучают этот древний памятник, Стоунхендж продолжает жить своей жизнью в народном фольклоре. Согласно местной легенде, гигантские голубые камни обладают целебной силой, они появились на этой земле благодаря волшебнику Мерлину, чародею при дворе короля Артура, который перенес их из Ирландии. Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ему пятку. Долгое время руины Стоунхенджа ассоциировались с жреческим культом древних кельтов-друидов, хотя специалисты эту связь отрицают.

OFFLINE DALILA

DALILA

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Реальное имя: Ольга

Стоунхендж служил для изучения геометрии

Строители Стоунхенджа были более искушенными в геометрии, чем считалось раньше. К такому выводу пришел археолог из Оксфордского университета Энтони Джонсон после пяти лет исследований. Коротко результаты работы ученого приводит газета The Independent.

Стоунхендж - комплекс каменных блоков, расположенный в 130 километрах от Лондона, в графстве Уилтшир. До сих пор считалось, что он выполнял функции обсерватории. Стоунхендж возводили в три этапа, однако многие исследователи полагали, что расположение каменных блоков подчинялось достаточно простому плану, а строители обладали весьма примитивными знаниями геометрии.

Джонсон предположил, что это распространенное мнение неверно и древние архитекторы были хорошо знакомы с законами геометрии. Для доказательства своей теории ученый использовал компьютерное моделирование.

Наиболее сложной задачей при конструировании Стоунхенджа было создание внешнего пояса ямок диаметром 87 метров. Ямки соответствуют вершинам многоугольника с 56 сторонами. Археолог считает, что для решения этой задачи древние архитекторы сначала очертили круг, используя веревку. Затем они заложили по периметру круга четыре вершины квадрата. После этого строители определили положение вершин второго такого же квадрата. Таким образом, они вписали в круг восьмигранник. Его вершины строители использовали в качестве якорей, на которых закреплялась веревка для "рисования" дуг, пересекающих контур круга. С помощью дуг архитекторы размечали стороны будущего многоугольника.

В своей работе Джонсон показал, что многоугольник с 56 сторонами - самая сложная фигура, которую можно нарисовать, используя законы построения фигур на основе окружности и квадрата и имея в качестве орудия моток веревки. Ученый предполагает, что именно это ограничение определило число сторон внешнего многоугольника. Геометрические причины, по мнению Джонсона, также могли способствовать распространению многогранника с 56 сторонами как религиозного символа.

Джонсон утверждает, что его работа позволяет опровергнуть традиционное представление о Стоунхендже как о месте проведения астрономических наблюдений. По мнению ученого, монумент мог быть предназначен, скорее, для изучения геометрии. Археолог считает, что знания, необходимые для конструирования Стоунхенджа, были приобретены опытным путем. Древние строители возводили более простые монументы и постепенно изучали законы геометрии.

Джонсон настаивает, что знание геометрии рассматривалось как высшая мудрость или магия и являлось признаком принадлежности к привилегированному классу. Косвенно догадку ученого подтверждают обнаруженные возле Стоунхенджа захоронения золотых предметов.

OFFLINE DALILA

DALILA

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Реальное имя: Ольга

В день летнего солнцестояния в Стоунхендж съезжаются толпы народа – наблюдать восход Солнца над Пяточным камнем. Зрелище это действительно впечатляет. Сквозь сиреневый туман, обычно клубящийся в долине в этот ранний час, вдруг пробивается яркий луч – как раз над вершиной Пяточного камня… Просто посетить Стоунхендж уже незабываемое впечатление, мы же приехали сюда за следующим ключом. Конечно, мы подготовились к встрече, мы знали историю, мы знали традиции…

Первое несомненное упоминание о Стоунхендже встречается в труде Генри Хантингдонского около 1130 г. Примерно десять лет спустя Джоффри Монмутский красочно описал, как волшебник Мерлин с помощью чар перенес Стоунхендж из Ирландии в Англию. Профессор Стюарт Пиггот предположил, что в этой народной легенде, возможно, слышны какие-то отголоски устных сказаний о том, как за две с половиной тысячи лет до этого перевозились и устанавливались голубые камни. Хотя в последующие три века Стоунхендж упоминался неоднократно, его никто серьезно не изучал до тех пор, пока король Яков I не поручил архитектору Иниго Джонсу снять его план. Этот план, опубликованный только после смерти Иниго Джонса, в значительной мере был явно плодом его воображения.

В 1666 году Стоунхендж посетил Джон Обри, который сделал его набросок и, в частности, заметил небольшие углубления, расположенные концентрически с валом вдоль его внутреннего края. Лунки Обри оказались одной из самых интригующих загадок. Джон Обри высказал предположение, что Стоунхендж был воздвигнут друидами, и эту идею восторженно подхватил Уильям Стьюкли, опубликовавший в 1740 г. книгу о Стоунхендже. Свое убеждение, что строителями были друиды, он не подкрепил никакими реальными доказательствами, но зато нарисовал новый план Стоунхенджа и занимался раскопками многих окрестных археологических памятников. Кроме того, Стьюкли первым обратил внимание на тот ключевой факт, который позже позволил понять роль Стоунхенджа и в конце концов привел к переоценке своей поздненеолитической и раннебронзовой культуры, - что ось Стоунхенджа ориентирована на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния.

Древние британцы называли Стоунхендж «Пляской Великанов». Помимо Мерлина, предания говорили о живших когда-то, до первого потопа гигантах – они якобы и построили Стоунхендж. А в 60-х годах XX века астроном Джеральд Хукинс доказывал, что Стоунхендж – древняя обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Одни исследователи уверены, что точное расположение каменных глыб по отношению к солнцу в дни летнего и зимнего солнцестояния свидетельствует о нем как о центре солнечного культа. Другие предполагают, будто Стоунхендж – «компьютер каменного века», созданный для наблюдения и вычисления астрономических феноменов. Третьи считают его центром силовых и энергетических линий. А вот почитатели друидов будут разочарованы, - связи святилища с таинствами жрецов-друидов вообще не существует, поскольку кельтские жрецы появились в этой местности только через 1000 лет после сооружения Стоунхенджа. Ранее считалось, что строительство Стоунхенджа определялось чисто религиозными мотивами. Не друидизмом – это была кельтская религия, и появилась она позднее. И не зарождающимся христианством. И не иудаизмом. И ни одной из известных нам сегодня религий. Нет, это была религия, сущность которой для нас утеряна. Некоторым наиболее убедительной кажется гипотеза, соединяющая возникновение Стоунхенджа с культом мертвых и почитанием солнца. В рамках этой версии священный комплекс в форме круга связывают с формой солнца и древнейшим символом заката и восхода, разрушения и возрождения.

Первое сооружение Стоунхенджа, датируемое примерно 2800 г. до н.э., представляло собой кольцевой вал и кольцевой ров. Диаметр вала был равен 98 метрам. На северо-западе вал не замкнут – по-видимому, тут был вход в сооружение. Высота вала во время его создания была около 2-х метров. Кольцо из больших обработанных камней с горизонтальными перекладинами появилось гораздо позже и относится к примерно 2000 году до н.э. А около 1400 года до нашей эры Стоунхендж был заброшен и покинут. Пяточный камень высотой около 6 метров и весом около 35 тонн был доставлен за 32 км с Марлборо-Даунс – достижение для этой мегалитической культуры не столь уж сверхпоразительное. Это песчаник и в отличие от остальных находящихся здесь монолитов он не обработан инструментами. А вот в период 2000 – 1800 г.г. до н.э. в Стоунхендж с гор Преселан в Уэльсе были доставлены голубые камни: около 80 камней, перевезенных на 400 км. Постройка Стоунхенджа длилась более 500 лет – срок жизни 25 поколений. Строители Стоунхенджа остались безымянными – мы ничего о них не знаем.

Стоунхендж начали строить люди энеолитической культуры. Потом его достраивали бикеры, а заканчивал строительство уже уэссекский человек. Следует признать существование определенного типа расслоения неолитического общества, в котором небольшой элитный класс профессиональных жрецов, мудрецов и правителей содержался с помощью налогов и податей преимущественно сельским, крестьянским населением. Люди строили Стоунхендж потому, что он был им необходим. В реалиях той жизни, Стоунхендж был необходим для многих целей. Исследование захоронений крестьян дают полную картину здоровья тогдашних людей. Среди мужчин были распространены переломы и ранения рук. Большинство взрослых страдало артритом. Люди умирали от полиомиелита, туберкулеза, столбняка. И сюда следует добавить чуму и малярию. Многие мужчины умирали к 36 годам, а женщины к 30.

Согласно учению розенкрейцеров, одной из основных задач комплекса Стоунхенджа было оздоровление жителей не только близлежащих областей, но и приезжавших с других континентов. Стоунхендж – это международная здравница. Точно установлено, что сооружение каменных кругов и памятников в III тысячелетии до н.э. – явление исключительно британское. Но сама идея Стоунхенджа и начало его строительства было осуществлено прибытием нового народа с новой культурой. Прибывшие определили и правильное место и рассказали как нужно строить международную здравницу. Но Стоунхендж создавался не только как здравница, это было еще и культовое магическое сооружение. В храме Стоунхенджа учили левитации. И в храме происходили сеансы телепатической связи с другими племенами. Стоунхендж находился на линии связи с другими континентами. На одной энергетической линии.

Изначально Стоунхендж был деревянной постройкой. Это было круглое, окруженное рвом и валом сооружение, высотой более шести метров, крытое, но с отверстием в середине. Диаметром 87 метров храм был разделен на 56 равных частей, в каждой из частей храма проводилось лечение разных болезней. Одна часть способствовала быстрому заживлению переломов, другая – избавляла от инфекционных заболеваний, в третьей лечились те, кого беспокоили боли в животе, в четвертом секторе находились больные с порезами… Это огромное по тем временам сооружение вмещало сотни людей одновременно, а в середине храма происходили сеансы связи с целителями из других областей и континентов. В дни солнцестояний и равноденствий храм вибрировал от энергий, проходящих через сооружение, и излечение происходило гораздо быстрее. С течением времени опорные столбы приходили в негодность, замена их время от времени была очень трудоемкой и однажды кто-то из главных жрецов принял решение сделать Стоунхендж каменным. Голубые камни были установлены по причине пришествия в негодность деревянных сооружений. Да и долговечность каменных опор оценивалась в тысячелетия. Уже не было необходимости что-то ремонтировать и перестраивать. В Стоунхендже проводились и магические ритуалы. Здесь решались исходы битв, назначение правителей, принимались решения о крупных экспедициях… Стоунхендж был центром общественной жизни того времени. Вера в магическую силу Стоунхенджа сохранялась на протяжении тысячелетий. Известно, в частности, что еще в XVIII в. местные жители отламывали от каменных глыб кусочки и носили их в качестве талисманов. Одна из причин забвения Стоунхенджа состоит именно в том, что около 1400 года до н.э. появилось достаточно много подобных сооружений по всему миру и приезжать лечиться в Стоунхендж с континента перестали.

Вторая задача Стоунхенджа - переход в иной мир, забота о душах умерших, забота о загробной жизни. Создатели Стоунхенджа верили не только в бессмертие души, но и в физическое бессмертие. Именно стремление обеспечить себе жизнь без смерти в этом мире и жизнь в потустороннем мире и двигало большинством создателей Стоунхенджа.
Когда очередной создатель храма готов был уйти в бессмертие, он становился в центр постройки (открытой в центре), проводил ритуал и луч яркого синего света уносил его тело в иной мир. Создатель буквально пропадал в луче света. Где он возникнет, знал только он сам.

Хотя эта цель была скрыта от воздвигавших Стоунхендж простых тружеников. Замысел во всех подробностях был известен только сословию жрецов. И им требовались полнейшие знания астрологии для правильного размещения стартовой площадки в бессмертие. Интересен факт, что на всей территории Великобритании только в Стоунхендже были найдены ритуальные предметы, относящиеся к магии Лунных Богинь. А ведь именно эта магия известна направленностью к воплощению мага после смерти в заданном месте, времени и теле. Именно магия Лунных Богинь позволяет магу после физической смерти стать демоном или божеством, прекратить или продолжить свое воплощение в физическом теле. Учение розенкрейцеров говорит и о том, что некоторые создатели Стоунхенджа излишне увлеклись своим бессмертным существованием и, воплотившись в духов-хранителей местности, не поделили между собой свое храмовое сооружение. Начались войны демонов и духов, молнии и смерчи метались над Стоунхенджем, лучи огня носились по нагорью Солсбери, народ бежал от сооружения куда подальше. Около 1400 года до н.э. создатели Стоунхенджа, уже в облике духов и демонов, навоевавшись, обнаружили, что народ, который необходим был им для продолжения существования, разбежался из здешних мест. Действительно бессмертные, но нуждавшиеся в подпитке, демоны и духи, бывшие прежде создателями Стоунхенджа, скитались по равнине в поисках случайных путников.

И тут появились первые друиды. Бессмертные поняли, что пришло их спасение. И ведомые только им практики тайно сделали друидов поставщиками энергии жизни.
Друиды стали приносить Бессмертным жертвы. Друиды поняли и приняли идею смерти в телесном воскресении, и связанную с этим веру в духов умерших. Друиды считали, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву человеческой жизни. Друиды изготавливали огромные, сделанные из прутьев чучела, наполняли их живыми людьми, поджигали чучела и люди сгорали в муках в пламени. Друиды сажали людей на кол, отрубали головы серпом. Интересно и гадание друидов – человека, назначенного жертвой, ударяли в спину ножом, и потом получали прорицания по его судорогам. Но друиды придали Стоунхенджу еще более страшную славу.

Не случайно после того, как друиды исчезли, простой народ пытался разрушить Стоунхендж. Люди не без основания считали, что в камнях Стоунхенджа сидит злая сила. Они вытащили несколько камней из их гнезд. Разводили костер под камнем и когда тот нагревался, лили на него воду. Камень трескался, его разбивали и отвозили далеко от строения, где и выбрасывали. Но это оказалось чрезвычайно трудной работой, и люди бросили уничтожение Стоунхенджа.

OFFLINE Alttera

Alttera

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Психология, философия, путешествия, люблю шопинг, спорт, танцы........
  • Профессия: научный сотрудник
  • Надейся, верь и жди, все у тебя впереди!
  • Реальное имя: Светлана

Еще немного информации о мегалитических постройках:
Цивилизация на Мальте началась около 5000 лет до н.э.
В числе прочих заслуг перед историей, мальтийский архипелаг знаменит на весь мир тем, что самые древние рукотворные постройки на Земле расположены именно здесь. Это – мегалитические храмы. У человека, впервые столкнувшегося с подобными доисторическими памятниками, невольно возникает ряд вопросов: что это за храмы, сколько их, где они расположены, с какой целью возводились? Начнём с азов, что есть мегалит вообще? По сути, это всякое культовое сооружение из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб, к которым относятся дольмены (погребальный ящик, накрытый массивной плоской плитой), менгиры (отдельно стоящие камни) и кромлехи (круговые ограды). Мальтийские мегалиты являются кромлехами. Самыми известными кромлехами на планете считаются Стоунхендж (Англия) и Карнак (Франция, не путать с египетским храмовым комплексом), но мальтийские постройки древнее, кроме того, их отличает "кучность" – более двадцати храмовых комплексов расположено на территории, сравнимой с небольшим европейским городом.
Что их объединяет? – материал, конструктивные особенности (например, форма входа), во многих случаях схожа и архитектурная форма, напоминающая лепестки цветка. Некоторые храмы довольно примитивны, вероятно, не все детали дошли до наших дней, а другие, напротив, имеют особый орнамент и украшены резьбой, например – Таршин. В принципе, достоверно не установлено, что эти сооружения служили именно отправлению культа, но надо хоть чуточку знать мальтийцев, чтобы понять – они всё до последнего отдадут на строительство храма, пусть даже сами останутся в нищете. Вероятно, эта традиция уходит своими корнями к временам первых поселенцев
Отдельным пунктом в изучении мегалитов стоит способ постройки храмов. Дело в том, что все сооружения возволились из каменных глыб, размер которых достигает 8 метров в длину, а вес – десятков тонн. Остаётся загадкой по сей день, как могли люди той эпохи, которым были известны лишь примитивные орудия труда, создавать из столь крупного строительного материала целые комплексы зданий. Однако, многие склоняются к тому, что справедлива легенда, по которой храмы были построены иной человеческой расой, людьми-гигантами. Что ж, иной раз, глядя на величественные стены мальтийских мегалитов, и сам убеждаешься в небеспочвенности этой гипотезы. Впрочем, есть версия, что, у древних строителей была разработана целая технология. Сначала выкапывалась яма под фундамент храма с одной вертикальной стороной и другой, противоположной, – покатой. Котлован укрепляли с вертикальной стороны бревнами. Потом туда на валиках подкатывали крупные камни, их переваливали на наклонную плоскость и после этого с помощью примитивных рычагов и лебедок стаскивали в котлован. Укладка глыбы в нужной позиции шла медленно, по сантиметрам. Но в итоге камень ложился как надо. После фундамента люди начинали возведение надземной части храма, тоже при помощи лебедок и лесов.
Возраст всех сооружений датируется эпохами неолита и халколита (4000-2000 гг. до н.э.). Самый древний из сохранившихся храмов – Джгантия на острове Гозо – был построен ориентировочно в 3600 году до н.э., то есть где-то на 1000 лет раньше египетских пирамид. Джгантия занесена в книгу рекордов Гиннеса как древнейшее рукотворное сооружение на планете. Остальные храмы Мальты, хоть и менее древние, также имеют непреходящую историческую ценность. На территории многих из них были найдены уникальные памятники древности, скульптуры, росписи и т.п. Многие из находок украшают экспозицию мальтийского музея археологии.
В настоящий момент на Мальте для посещения открыто множество мегалитов практически во всех частях архипелага. Обычно храмы объединены в комплексы, то есть за одним названием скрывается два-три сооружения. Вот наиболее известные из них:
3600 лет до н.э., 2 храма
Город Xaghra, северо-восток Гозо
Обнаружены в 1826 г.
Расположены на острове Гозо близ городка Xaghra. Им порядка 5600 лет, этот возраст не "побило" ни одно другое сооружение в мире, даже знаменитые египетские пирамиды, недаром именно Джгантия занесены в книгу рекордов Гиннеса. Выстроенные из настолько огромных каменных глыб, что всё чаще звучит предположение, что строителями были вовсе не люди, но некие гиганты (отсюда созвучное название построек), они (храмы) образуют два двора, каждый из которых имеет форму трилистника. Использовались два типа камня – мягкий "тал-франка" для создания интерьеров и твёрдый "тал-куавви" для возведения стен. Ни одно описание, ни одна фотография или видеозапись не смогут передать даже толики тех впечатлений, что производят эти постройки.
Именно на Мальте в Джгантии, есть единственные рисунки, но почему то о них ни кто не пишет, но так как мои фотографии не профи, то думаю вы их все равно их рассмотрите.

Прикрепленные файлы

  • 186,39К 1 Количество загрузок:
  • 244,81К 1 Количество загрузок:
  • 162,66К 1 Количество загрузок:
  • 210,71К 1 Количество загрузок:
  • 196,5К 1 Количество загрузок:
  • 199,81К 5 Количество загрузок:
  • 212,95К 2 Количество загрузок:

Тонконоженко Анна

Стоунхендж - тысячелетняя история, полная тайн и загадок. Никто до сих пор не в силах дать объяснение - кем и для чего было построено столь внушительное сооружение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»

Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа

Тюменской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«СТОУНХЕНДЖ – ЛЕГЕНДА АНГЛИИ»

Выполнила: ученица 6 А класса

МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»

Тонконоженко Анна

Руководитель: учитель английского языка

МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»

О.А. Владыко

пгт. Новоаганск

2011 год.

  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. СТРОИТЕЛЬСТВО СТОУНХЕНДЖА.
  3. ПЛАНИРОВКА И РАСПОЛОЖЕНИЕ КАМНЕЙ.
  4. НАЗНАЧЕНИЕ СТОУНХЕНДЖА. ЛЕГЕНДЫ И ГИПОТЕЗЫ.
  5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
  7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
  8. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
  9. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

СТОУНХЕНДЖ – ЛЕГЕНДА АНГЛИИ

1. ВВЕДЕНИЕ

"Чем дольше живешь здесь, тем больше и больше начинает въедаться тебе в душу унылость этих болот... Стоит мне только выйти на них, и я чувствую, что современная Англия остается где-то позади, а вместо нее видишь вокруг лишь следы жилья и трудов доисторического человека" - писал когда-то доктор Ватсон Шерлоку Холмсу.

И действительно, унылые места - по обе стороны дороги монотонная холмистая местность, сумрачные торфяные болота.

И вот знаменитый Стоунхендж - одинокие огромные камни, казалось бы, воткнутые каким-то гигантом, одни - буквой "П", некоторые вовсе упали. Об этих камнях написаны целые научные работы, обмеряны, рассмотрены и описаны каждая траншея. Изучен каждый камень по отдельности и все они вместе взятые.

Вот уже несколько лет я занимаюсь изучением английского языка. Изучить, понять и полюбить язык нельзя, не интересуясь историей и культурой народа носителя этого языка.

Во всех учебниках английского языка содержится хоть какая-нибудь информация про Стоунхендж. Меня привлекло предание про Хелоуинскую ночь, а также сказание про друидов, кельтов и Стоунхендж. Само слово «Стоунхендж» очень древнее. Относительно его происхождения есть несколько версий. Оно могло образоваться от староанглийских «stan» (stone, то есть камень) и «hencg» (стержень - поскольку верхние камни фиксировались на стержнях) или «hencen» (виселица, пыточный инструмент). Последнее можно объяснить тем, что средневековые виселицы строились в форме буквы «П» и напоминали трилитоны Стоунхенджа.

В сказании упоминается, что огромные глыбы принесли из Африки могучие рыцари и доставили их в Ирландию. Правда, фантастика? А ещё гипотезы, баллада, размеры камней, тайная магия и ещё много интересных подробностей. Меня так потрясло все это, что захотелось собрать хоть маленький фрагмент этой картинки и открыть для себя что-то новое.

  1. СТРОИТЕЛЬСТВО СТОУНХЕНДЖА

По мнению археологов, Стоунхендж был возведен за три этапа в период 3500 – 1100 гг. до н.э.Первая фаза строительства состояла в том что был возведен главный ров и прилежащие валы, а также небольшие погребальные лунки, названные «лунками Обри». Вторая фаза ознаменовалась появлением деревянных сооружений Стоунхенджа. Третий период строительства Стоунхенджа самый глобальный и длительный. Сначала выстраивается полумесяц из 80 голубых камней весом по 5 тонн, затем убирается и на их месте возводится круг из камней. 30 мегалитов выставляются в круг диаметром 33 метра, высота камней 4,1 м, ширина 2,1 м, вес 25 тонн. Сверху на камни укладывают перемычки длиной 3,2 м. Внутри круга устанавливаются пять огромных трилитов в виде подковы (вес каждого камня до 50 тонн). А вокруг круга создают два кольца из 80-ти ранее убранных голубых камней.

  1. ПЛАНИРОВКА И РАСПОЛОЖЕНИЕ КАМНЕЙ

Стоунхендж - всемирноизвестное мегалитическое постороение из камня, находящееся на Солсберийской равнине в Англии, расположеное на расстоянии около 130 км к юго-западу от Лондона. По одной из распространенных версий, название произошло от английского словосочетания Stone Hedge - каменное ограждение. Стоунхендж является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На плане выделяются

1 - Алтарный камень, шести тонный монолит из зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2-3 - курганы без могил
4 - упавший камень 4.9 метров в длину (Slaughter Stone - эшафот)
5 - Пяточный камень (Heel Stone)
6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане начала XIX века их положение указано иначе)
7 - ров (канава)
8 - внутренний вал
9 - внешний вал
10 - авеню, т.е. параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (en:River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы
11 - кольцо 30 ям, т.н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 - кольцо 30 ям, т.н. Z лунки
13 - круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes)
14 - малый южный вход

Камни, сосредоточенные в центре конструкции Стоунхенджа, выделены на плане цветом: серым - для валунов песчаника (сарсена) и синим – для ввозимых из вне камней, главным образом это голубые камни (bluestone). Эти каменные глыбы, предположительно доставлялись с расстояния 380 км, с восточной части Уэльса. Такое предположение возникло из-за того, что это самый ближний карьер от Стоунхенджа.

30 сарсеновых камней представляют собой круг диаметром 33 м. Эти камни обладают следующими габаритами: 4.1 м. высоты, 2.1 м. в ширину и вес около 25 тонн. Сверху на них лежат камни, выполняющие роль перемычек, длиной около 3.2 м., шириной 1 м. и толщиной 0.8 м. так, что вершины перемычек находятся на высоте около 4.9 м. над землей. Камни крепились при помощи системы пазов и шипов. Дуга внешнего кольца, состоящего из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. Однако, на плане перемычки не отмечены.

В пределах этого круга находилось пять трилитов из сарсена, образовывавших подкову, направленную открытой стороной на авеню. Их огромные камни имеют вес до 50 тонн каждый. Трилиты устроены симметричным образом: самая маленькая пара трилитов составляет 6 м. в высоту, следующая пара чуть выше, а самым большим являлся единственный центральный трилит составлявший в высоту 7.3 м. К XIX веку уцелели всего лишь два трилита с юго-восточной стороны и одна сильно согнутая опора центрального трилита. В первой половине XX века были проведены работы по восстановлении одного из трилитов с северо-запада и выправлении опоры центрального трилита, в связи с чем был полностью видоизменен комплекс с северо-западной стороны.

Форма кольца и подковы полностью повторена кольцом без перекрытий и подковой из голубых камней. Тысячелетиями стояли эти камни, и время не смогло их "притереть", это значит, что породы камней были разными. Главным материалом монолитов является долерит, но есть и камни из риолита (вулканическая лава), есть и из вулканического туфа. Эти три вида материала здесь встречаются только в одном месте – близ побережья Бристольского залива, в Уэльсе. Но, если просчитать путь, по которому доставлялись эти камни на их сегодняшнее местонахождение (а как пишет исследователь Стоунхенджа – "…сомнений нет, что они доставлены именно оттуда…") – это 210 километров, и равно трехчасовой поездке на автобусе в наше время. Трудно подумать, как они доставлялись по такой дороге тысячи лет назад. Версией было то, что камни доставлялись по воде, но это 380 километров. Просто представить, что 80 камней, которые весят около 400 тонн, везли 350-380 километров по воде. Никто до нашего времени не совершал еще подобных рейдов после строительства Стоунхенджа.

Ученые говорят, что в основном камни везли на деревянных бревнах, которые служили колесами. Тянули эти монолиты большими группами, с помощью веревок, скрученными из кожаных ремней.

Ученые выяснили, что таким образом можно тащить груз весом в одну тонну, и сделать это могут всего 24 человека. За день можно протащить такой груз на километра полтора. Другое дело, когда камни доставлялись по воде, пускай и дорога немного дальше, нежели по суше, но таким образом камни можно было транспортировать несколькими деревянными челнами, предварительно скрепленных между собой, они легко управлялись и выдерживали огромные тяжести.

Также благодаря ученым выяснилось, как устанавливали эти монолиты. Вырывали яму, радиус которой был на 90 см больше с каждой из четырех сторон, чем у камня. Три стенки делали отвесными, а четвертую выкапывали под наклоном в 45 градусов, далее, чтобы земля не осыпалась, по бревнам опускали камень в лунку. С помощью веревок ставили камень вертикально. И быстро засыпали, пока у держащих хватало сил. Потом это место с установленным камнем оставляли на долгие месяцы, чтобы почва просела и утрамбовалась. Еще следует отметить, что для того, чтобы камень после установки можно было разворачивать и устанавливать точнее, нижние концы оббивались в тупой конус.

  1. НАЗНАЧЕНИЕ СТОУНХЕНДЖА. ЛЕГЕНДЫ И ГИПОТЕЗЫ

Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его истинная история была забыта. Греческие и римские авторы о нем почти не упоминают. Когда римляне появились б Британии, Стоунхендж их нисколько не заинтересовал, не пробудил в их душах никакого благоговения – ведь в Риме были храмы, а в Египте пирамиды, находившиеся в лучшем состоянии, чем эта группа тесаных камней.
Древние камни начали будоражить людское воображение только в средние века. Но к этому времени их происхождение и назначение были давно и безвозвратно забыты, и пришлось заново придумывать историю Стоунхенджа. Попытки объяснить происхождение чуда порождали мифы, которым нет числа. В начале XVII века Стоунхендж посетил король Яков I. Древние камни произвели на него такое сильное впечатление, что он приказал знаменитому архитектору Джонсу нарисовать план всего сооружения и установить, как оно было создано. Джонс, видимо, обследовал Стоунхендж, но не оставил об этом никаких записей. Но, в 1655 году его зять Джон Уэбб опубликовал книгу, в которой изложил суть (как он сам выразился) «беспорядочных заметок» Джонса.
Английский архитектор сравнивал эти сооружения с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римские храмы. Существует много предположений о том, кто создавал мегалитические сооружения (а Стоунхендж относится именно к ним – «сооружениям из больших камней»), но до сих пор никто не знает этого наверняка. Поэтому не удивительно, что с их происхождением связано много легенд и небылиц. Например, считалось, что мегалиты - дело рук великанов, которые, играючи, могли перекидывать многотонные камни с ладони на ладонь.
Профессор астрономии Герард Хопкинс считает, что Стоунхендж - это астрономическая обсерватория древних людей, своего рода астрокомльютер, который способствует расчетам положений Луны, Солнца, звезд в разное время года. Дж. Митчелл, профессор философии настаивает, что это воплощенная в камне модель Вселенной, а один археолог утверждает, что это зафиксированное место связи и контактов древнего человека с космическими пришельцами;
К северу от Стоунхенджа, в районе Огборн возле населенного пункта Авебури, обнаружен еще более грандиозный объект. Это гигантский круг, ограниченный каменным частоколом из вертикально стоящих монолитных плит. В середине большого круга находятся еще два, тоже очерченных камнями. Основной круг пересекает аллея, тоже отмеченная каменными глыбами. С обеих сторон она рассекает все сооружение, как бы выходя на противоположный край большого кольца.. Некоторые камни в Авебури по своим размерам превосходят глыбы Стоунхенджа, площадь, занимаемая кольцами, также несравнимо больше.
Над долиной недалеко от всего сооружения возвышается земляной холм высотой 45 метров, это - Сильбури Хилл. Насыпали его вручную, и таким образом он является самым большим искусственным курганом в Европе. Холм имеет конусообразную ступенчатую форму, что отчетливо просматривается, несмотря на то, что время почти стерло шесть могучих ступеней. Стоунхендж – Сильбури Хилл – Авебури образуют равносторонний треугольник, сторона которого равняется 20 километрам. Видимо, все три объекта составляли единое целое, углы которого связаны между собой. Ученые установили, что холм и сооружения Авебури воздвигнуты за 2000 лет до Стоунхенджа.
И вот опять появляются догадки, гипотезы, предположения... С какими, например, древними символами связаны круги и аллеи Стоунхенджа? Нашелся и аналог. Более всего сооружение напоминает древний символ, существующий в Египте и поныне: змея (символ мудрости) пересекает солнечный диск. Огражденная камнями аллея пересекает большой круг (символизирующий солнечный диск), отороченный частоколом камней.
Попытки найти объяснение происхождению этого чуда привели к возникновению мифов. Эти мифы были тщательно собраны и переданы потомкам талантливым историком и сказителем XII века Гальфридом Монмутским.

По словам Гальфрида (из "Истории королей Британии"), Стоунхендж начал свою историю во времена короля Константина. Позже Гальфрид добавил, что и Утер Пендрагон (именно так преподносится в некоторых легендах британский король Амвросий Аврелиан в качестве отца короля Артура), и король, или император, Константин, были похоронены в Стоунхендже.

Конечно, серьезно рассматривать рассказы Гальфрида не стоит, но в некоторых из них встречаются отрывки, заслуживающие внимания. Доподлинно известно: Стоунхендж совершенно точно не строился для увековечивания памяти погибших саксов или британцев. Но интересно, что древняя легенда так плотно связывает его с подобным назначением, а совсем недавно было обнаружено, что он является местом захоронения (о чем и упоминал Гальфрид).

Также Гальфрид писал, что камни Стоунхенджа обладают удивительной "силой". Действительно, камням приписывались мистические возможности довольно долго. Два камня из конструкции Стоунхенджа сыграли важнейшую роль в легенде об Артуре: никому не известный молодой человек стал королем от одного движения руки - он схватил загадочный меч и "легко и резко вытащил его из камня".

В XVII веке существовали и другие теории о Стоунхендже. Некий Эдмунд Болтон в 1624 году приписал его знаменитой Боадииции или Боудикке, королеве британцев, которая возглавила крупное восстание против римлян, но потерпела поражение и приняла яд. По-кельтски ее имя означает что-то вроде победы.

Однако, наиболее интересной считают теорию Джона Гиббонса. В его издании со странным названием "Стрела дурака, пущенная в Стоунхендж" (1670 г.) говорится о том, что комплекс является "старинным британским триумфальным тропическим храмом, возведенным в честь Анарайт, их богини победы, на поле кровавой битвы, в которой прославленный Станендж и его керигические великаны одержали победу над королем Дивитиаком и его белгами". Именно эта легенда являлась на тот момент самой реалистичной.

В 1740 году доктор Уильям Стьюкли опубликовал свою выдающуюся книгу "Стоунхендж - храм, возвращенный британским друидам". Стьюкли не только утверждал, что друиды поклонялись богам в Стоунхендже, но и заявил, что предметом из поклонения там был змей! Стоунхендж и подобные каменные кольца, по его словам, служили храмами змеев, иначе говоря, "Драконтиями". Однако Стьюкли в те моменты, когда не был занят своим друидизмом, провел полезные исследования Стоунхенджа. Он аккуратно измерил расстояния между местоположениями камней и попытался доказать легенду, что строители использовали меру длины, называемую "друидический локоть" и составляющую 20,8 дюйма. Стьюкли приписывают первое упоминание Аллеи, которая идет на северо-восток от монумента. И, вероятно, именно он открыл Курсус - большую низкую земляную насыпь к северу. И что удивительно для того не лишенного еще суеверий времени, он пытался датировать монумент с помощью науки.

В 1747 году архитектор из Бата Джон Вуд превзошел Стьюкли. Он издал книгу "Хореа Гигантум, в просторечии именуемый Стоунхенг, стоящий на равнине Солсбери, возвращенный, восстановленный и объясненный", которая "объясняла" все столь лаконично, что читатель мог решить, будто дальнейших объяснений и не требуется. К тому же, своей книгой он полностью подтвердил теорию Стьюкли, и уверял, что древняя и величественная постройка, приписываемая в простонародье Мерлину - предсказателю, является руинами друидического храма.

В 1771 году исследователи обратились к астрономии, очевидно, впервые со времен Стьюкли, чтобы объяснить расположение Стоунхенджа относительно сторон света.Доктор Джон Смит, известный главным образом как "человек, сделавший прививку от оспы", опубликовал брошюру под заголовком "Choir Guar, Великий оррерий древних друидов". Доктор Смит отстаивал мнение, что Стоунхендж был мистическим цифровым календарем. Например, он предположил,что поскольку в одном из кругов насчитывалось 30 камней (Стоунхендж и по сей день представляет собой несколько концентрических окружностей) и в древнем зодиаке - 12 "знаков", то 30, умноженное на 12, давало 360, то есть количество дней в "древнем солнечном году". В своем мистифицировании Смит в усовершенствованном виде повторял точные наблюдения Стьюкли о том, что главная ось монумента находится на одной линии с восходом Солнца в день летнего солнцестояния. Вот его формулировка: "Стоунхендж был спланирован так, что в начале своего существования на рассвете в день летнего солнцестояния (самый длинный день в году) верховный друид, стоящий на своем месте и смотрящий вдоль правой линии храма, видел восходящее Солнце".

В 1796 году портной из Уилтшира по имени Генри Уэнси вернулся к астрономическому подходу к монументу: "Стоунхендж расположен в наилучшей позиции, возможной для наблюдения за небесными телами, поскольку в любую сторону до линии горизонта три мили".

XIX век принес самые разнообразные и интересные догадки о Стоунхендже. В 1812 году сэр Ричард Коулт Хоар составил достаточно точную карту истинного, а не предположительного расположения камней Стоунхенджа. Он с энтузиазмом перекопал прилегающее пространство, хотя и не в самом комплексе непосредственно, и доказал, что - как уже отмечал Стьюкли - некоторые из древних захоронений появились уже после возведения Стоунхенджа. Именно он обнаружил обломки камней Стоунхенджа в нескольких погребальных ямах.

Одну из первых разумных теорий о Стоунхендже выдвинул Джон Лебокк, сын астронома Джона Уильяма Леббока. Леббок - отец был знаменит своей работой по исследованию орбит комет, затмений и связи между притяжением Луны и приливами. Леббок - сын высказал здравое предположение о том,что Стоунхендж и подобные каменные руины были сооружены в бронзовом веке, с 1500-го по 1000 г. до н.э. Его работы по изучению древности настолько высоко ценилась его современниками, что в 1900 г. он, как и его отец, был посвящен в рыцари и получил подобающий титул лорда Эйвберн.

Нельзя не отметить то, что именно Леббок поддерживал в XIX веке поддерживал Гальфрида, полностью соглашаясь с его теорией.

Стоунхендж - сооружение настолько древнее и непонятное, что даже фантасты не слишком уверены, что с ним делать. Идеи, которые они предлагают в своих произведениях, зачастую мало чем отличаются от версий некоторых ученых.

К примеру, Гарри Гаррисон вместе с Леоном Стовером написал роман « Стоунхендж » (1972). Согласно этой книге, древние монолиты были воздвигнуты выжившими жителями Атлантиды. Чуть раньше Кит Лаумер создал книгу « След памяти » (1968), где развил «инопланетную» идею: рядом со Стоунхенджем находится подземный центр связи, откуда можно вызвать спускаемый модуль огромного инопланетного корабля, дрейфующего рядом с Землей - причем этот модуль приземлялся прямо на Стоунхендж.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фарлонг Д. Стоунхендж и пирамиды Египта: Ключи от храма жизни (пер. Медникова В.). Серия: Тайны древних цивилизаций. 2001

2. Гарри Гаррисон, Леон Стоувер. «Стоунхендж». 2002

3. Уайт Дж., Хокинс Дж. «Разгадка тайны Стоунхенджа»

4. http://icompas.ru/compas/stonehenge

5. http://www.garshin.ru/history/archeology

6. http://www.celtica.ru/content/blogcategory

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Глоссарий

ВИДЫ МЕГАЛИТИЧЕСКИХ СОРУЖЕНИЙ

Мегалитическое сооружение

Мегалит; Неолитический памятник

Мегалитическое сооружение - постройка эпохи бронзы из крупных каменных глыб или плит. Считается, что мегалитические сооружения предназначались для совершения культовых церемоний.

Мегалитическими сооружениями являются: дольмены, менгиры, кромлехи.

Мегалитические сооружения встречаются в различных частях земного шара.

Алиньман - Аллея камней, от фр.Alignement - прямая линия.

Алиньман - мегалитическое сооружение в виде отдельно стоящих камней большого размера, вытянутых в несколько рядов.

Дольмен - фр.Dolmen от бретон.Tol - стол + Men - камень

Дольмен - вид мегалитических сооружений; погребальное сооружение эпохи бронзы и раннего железного века.

Конструктивно дольмен представляет собой несколько каменных глыб и плит огромного размера, поставленных вертикально и перекрытых массивной горизонтальной плитой.

Кромлех - Cromlech

Кромлех - группа менгиров, расположенных замкнутыми кругами. Иногда эти круги состоят из 2-3 концентрических рядов вертикально поставленных камней.

Культовое сооружение

Храм - нем.Kultgebaude

Культовое сооружение - постройка, специально возведенная для богослужений и различных религиозных обрядов.

Культовые сооружения, принадлежащие различным религиозным культам, возводятся по строгим, отличным друг от друга канонизированным принципам, отражающихся в композиционных приемах планировки, во внешнем убранстве и в решении интерьеров.

Основными типами культовых сооружений являются: святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги и буддийские храмы.

Менгир - брет.Men - камень + Hir - длинный

Менгир - простейший видов мегалитов в виде:
- отдельных, вертикально закопанных в землю камней;
- образующих длинные аллеи или расположенных по кольцу.

Обычно менгиры находятся близ дольменов.

Стоунхендж – Stonehenge.

Стонхендж - комплекс мегалитических построек в Великобритании, состоящий их трех сооружений:
- круглого земляного вала и рва;
- двух концентрических кругов камней, вертикально поставленных внутри древнего вала;
- вертикально врытых в землю тесаных камней и лежащих на них каменных плит, образующих замкнутый круг диаметром 30 м.

Внутри круга находятся пять трилитов, окружающих горизонтально лежащий "Алтарный камень".

Террамара - итал.Terramare

Террамара - в Северной Италии - укрепленные постройки эпохи бронзы; невысокие холмы трапециевидной формы, окруженные валом и рвом.

Трилит

Трилит - мегалитическое сооружение в виде трех больших камней, установленных в виде ворот либо врытых параллельно друг другу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Глоссарий на английском языке

Like any other science, Archaeology uses a jargon that can be difficult to understand. This is a basic glossary for all the specific words normally used in books and websites devoted to megalithic monuments.

Alignment

More or less straight row of standing stones .

Allée couverte

See gallery grave .

Antropomorphic

In the form of a human outline.

Archaeoastronomy

The study of astronomical practices amongst ancient societies.

Avenue

Two parallel rows of standing stones or a grand ceremonial way bordered by ditches and banks of earth leading to a ceremonial centre such as at Stonehenge .

Barrow

Round or long mound of earth over burial chamber or deposit. Many different shapes and often surrounded by a ditch. A long barrow is an extended tumulus , an unchambered long barrow is a long tumulus without a burial chamber, and a chambered barrow is a tumulus containing a tomb , generally megalithic .

Acronym for Before the Common Era, Before the Christian Era, or Before the Current Era. Date notation equivalent to BC (Before Christ).

Beaker people

Continental people who first entered Britain around 2600 BCE, their name coming from the distinctive and elegant pots that were often buried with the dead under round barrows . They may have been the first metal-users in the British Isles.

Bluestones

The name given to the mixture of stones, mainly of dolerite, probably from the Preseli mountains of Dyfed, used at Stonehenge .

Broch

Round tower-like drystone structure, confined mainly to the North and West of Scotland, and dating to the Iron Age .

Bronze

Alloy of copper (dominant) and tin or lead.

Bronze Age

Period from around 2200 to 800 BCE, after the Neolithic and before the Iron Age , characterized by the use of bronze for the manufacture of tools and weapons.

Burial chamber

The burial or funerary chamber is a stone or wooden construction greater than 2 x 1 externally and 1 x 1 m internally: these measurements distinguish it from the cist . The chamber usually contains collective graves, either inhumations or cremations ; a single internment is much rarer.

Cairn

Round or long mound of stones, often covering chamber or burial (sometimes used for earth mound). Clearance Cairns are mounds created by clearing agricultural fields of stones.

Cairn Circle

Ring of stones surrounding a cairn .

Acronym for Common Era (CE), Christian Era, or Current Era. It is the equivalent alternative to AD (anno Domini, Latin for "in the year of the Lord").

Capstone

Horizontal stone on top of chamber, passage or dolmen ; dressed or otherwise.

Chambered cairn

Chambered tomb covered with stones.

Chambered tomb

Common form of tomb , comprising orthostats , sometimes with interstices filled with drystone walling, and megalithic capstone over burial chamber approached by passage.

Cist

Small box-like square or rectangular burial place.

Court cairn

Kind of long chambered tomb occurring in northern Ireland and SW Scotland. Generally more elaborate than horned cairns .

Cove

Three standing stones , one at the back, two at the sides like an unroofed sentry-box .

Crannog

Lake dwelling, built on a small island which is often at least partly man-made .

Cremation

Burning of the dead, before burial or disposal. Ashes often placed in urns.

Cromlech

A dolmen in Wales; a stone circle in France.

Cup mark

Cup shaped depression carved out from stone. Often grouped together, they are the result of a repeated ritual gesture of unknown significance.

Disarticulation

Form of Neolithic burial practice in which limbs were separated from bodies before final interment. It is not clear whether the bones were first defleshed, or whether fresh corpses were dismembered.

Dolmen

Simple megalithic burial chamber with three or more uprights and one or more capstones .

Drystone walling

Walling built without any cementing material. The stones are arranged carefully in courses, with many smaller stones filling the gaps between.

Gaelic for fortified place. To archaeologists meaning a small drystone fort, usually dating to the Iron Age or later, and found mainly in the west of Scotland.

Entrance grave

Sometimes called Undifferentiated Passage Grave; no distinction between passage and chamber, within round mound .

Excarnation

The practice of exposing corpses to the elements, perhaps on some kind of specially constructed platform.

Façade

Setting of upright stones flanking the entrance to a chambered tomb .

Flankers

The two stones which adjoin the prostrate stone in a recumbent stone circle . The flankers are often the tallest stones in the circle.

Flint

A hard glassy rock which flakes easily and can be worked to produce a sharp cutting edge. Used in prehistoric times for the manufacture of tools and weapons such as scrapers and arrowheads.

Fogou

(Cornish for cave ). An artificial underground passage, usually by English and Irish prehistoric settlements and fortifications. It runs just below the surface of the ground and it is roofed with massive stone slabs. Its purpose is still unknown.

Forecourt

The space in front of the concave façade of certain British, Iberian or Italian monuments. See also Giants" Tomb and court cairn .

Gallery grave

Stretched rectangular megalithic burial chamber, beneath long mound .

Giants" Tomb

(Italian: Tomba di Giganti), very long third-millennium megalithic tomb built in Sardinia, covered with blocks and with two wings on either side of the curved façade . Access to the monument is through a low entrance in a large sculpted stone.

Grave goods

Funeral offerings placed inside or near a tomb . They are often the only means of establishing the time of construction of a monument, as the oldest remains are taken as being the nearest to that time.

Hammerstone

Stone, often a river or beach pebble, which has been used as a pounding tool. Identified by patches of damage on one or both ends.

Head stone

The stone slab in the wall of a megalithic chamber which faces the tomb entrance.

Henge

Almost unique Late Neolithic British earth enclosure of bank and ditch (usually internal). Class I has single entrance; Class II has two or more entrances. Apparently used for ceremonial purposes.

Hillfort

Hilltop enclosure fortified by one or more ramparts and ditches. Many contain the outlines of huts and were probably defended villages.

Horned cairn

Partly enclosed façade of cairn ; it can be at front and back.

Inhumation

Burial of dead body (as opposed to exposure or cremation). Position may be extended, flexed or crouched, and prone, supine or on side.

Intervisibility

Term used to show the mutual visibility between sites, usually with the corresponding style of monument. May indicate a social and political relationship between neighbouring monuments and their people.

Iron Age

Final period of prehistory, beginning around 500 BCE and lasting into the early centuries of the first millennium AD. Iron superseded bronze as popular material for the manufacture of tools and weapons.

Kerb

Ring of retaining stones against mound or cairn base.

Lintel

A stone across the top of two uprights like those on the sarsen circle and the trilithons at Stonehenge .

Megalith

From the Greek: "great stone"; sometimes wrongly used to describe megalithic monuments .

Menhir

Breton/Cornish word for single standing stone , but sometimes used loosely for other megalithic monuments. "Men" means "stone" and "hir" means "tall" or "upright".

Mesolithic

Middle Stone Age, between Paleolithic and Neolithic , from around 7000 BCE to 4500 BCE.

Monolith

Single stone block, monument or pillar. This word comes from the Greek monos (one) and lithos (stone).

Monumentality

Visual expression describing the vast imposing presence of a monumnet. The area of the tomb with maximum monumentality is usually that of the façade area. Here visual impact is greatest.

Mound

Of either earth or stone pebbles, generally covering a burial chamber or deposit.

Multivallate Hillfort

Hillfort defences formed by a series of banks and ditches.

Neolithic

Period when settled farming superseded nomadic life, from around 4500 BCE to 2200 BCE.

Nuraghe

In Sardinia (Italy), a tower built in Cyclopean style, either simple or complex. It is the equivalent of the Corsican torre , and dates from the third millennium BCE.

Obsidian

Very hard volcanic glass used for tools. It can be dated by measurement of thickness of its hydration layer on surface.

Ogham (ogam)

Ancient alphabet, in which letters are formed of parallel lines which meet or cross a base-line. Possibly of Irish origin.

Orthostat

Large stone or slab , set vertically in a structure.

Paleolithic

Old Stone Age, begins around 500.000 years ago and ends with the Mesolithic around 7000 BCE.

Passage grave

Passage (sometimes with lateral chambers) leading to a broader burial chamber, often roofed, within round mound (which may be kerbed ). Façaded forecourt entrance common.

Paving

Stone slabs on passage and chamber floors. In a megalithic tomb, paving stones superimposed on each other may indicate several phases of use.