Конфликт поколений в романе "отцы и дети" и его разрешение. Конфликты отцов и детей Причины конфликтов между родителями и детьми

Ни для кого не секрет, что в нашем мире происходят ссоры между родителями и детьми, и они, к сожалению, явление очень частое.

При столкновении мнений - мнений молодежи и мнений более старшего поколения - неизбежно вспыхивает пожар конфликта, последствия которого могут еще долгие годы преследовать его участников. Но в чем же причина? В устаревших взглядах родителей? В максимализме их детей? Давайте попробуем разобраться.

«Проблема отцов и детей» существовала всегда. Самым ярким примером тому можно считать созвучное по названию произведение И.С. Тургенева, которое и по сей день поднимает актуальную для всех нас проблему. В романе показано огромное количество моментов, когда сталкиваются мнения двух поколений, и каждый из их представителей готов до последнего защищать то, во что верит. С одной стороны, у нас «век минувший», который хоть и мудрее, но все-таки имеет устаревшие взгляды, с другой же – «век нынешний», увлеченный нигилизмом. Кто же прав? Трудно сказать, потому что ни один из представителей поколений не пошел на встречу другому, отрицая чужие взгляды. Герои, Аркадий Базаров и Павел Петрович Кирсанов, не были друг другом услышаны. Бесконечные споры, разногласия, и как кульминация – дуэль. Им противостоят Аркадий и Николай Петрович Кирсанов, которые с уважением относятся друг к другу, стремятся сохранить единство семейных отношений, потому их конфликт заканчивается примирением. Концовка романа, свадьба Аркадия с Катей Одинцовой и Николая Петровича с Фенечкой в один день, символизирует единство поколений. Жизнь как важный символ натуральной школы, представителем которой был И.С. Тургенев, проверяет на прочность героев. Испытание жизнью в итоге проходят Аркадий и Николай Петрович Кирсановы. Базаров, влюбившись в старшую сестру Одинцову, показывает противоречивость своих идеалов, Павел Петрович, потеряв сознание от вида крови на дуэли, показывает сомнительность своих аристократических принципов. В итоге Базаров умирает в одиночестве, а Павел Петрович в одиночестве живет за границей.

Но можно ли было избежать всего этого?

Сколько раз вы слышали, например, по телевизору или от своих знакомых подростков такие фразы: «Мои родители заставляют меня заниматься не тем, что мне хочется, а тем, что они считают правильным», «Они меня не понимают…», «Им плевать на мое мнение!», «Я боюсь, что меня накажут, поэтому не расскажу им о том, что произошло», «Они не знают, о чем говорят, но пытаются убедить меня в том, что правы!»?

А сколько раз вы слышали от родителей: «Мы его/её совсем не понимаем!», «Такое ощущение, будто он(а) делает все мне на зло!», «Не знаю, что происходит с моим ребенком…», «Он(а) со мной ничем не делится!»? На самом деле можно привести еще десятки, сотни, тысячи таких примеров, и каждый из них не окажется выдумкой. В советской литературе ярким примером конфликтных отношений между родителями и детьми является роман М. Шолохова «Тихий Дон». Конфликтными сторонами выступает глава семейства Мелеховых Григорий Пантелеевич и его Григорий. Отец является защитником нравственных ценностей казачества, выступает против любви сына к жене соседа Аксиньи. Потому выдает сына замуж за Наталью, которую сын не любит. Григорий же и Аксинья утверждают право человека на любовь, их отношения бросают вызов сложившимся семейным ценностям казачества. Конфликт отца и сына приводит в романе к трагическим последствиям: попытка самоубийства Натальи, уход из дома с Аксиньей Григория.

Недоверие к родителям, желание огородиться от них, мысли о том, что никто тебя не понимает, страх быть наказанным – это приводит к очень глубоким ранам, которые могут кровоточить еще долгое время, прежде чем затянуться и все равно превратиться в шрамы. Такие последствия конфликта отца и сына возникают в романе «Тихий Дон».

Что же стоит предпринять, чтобы избежать всего этого?

Для начала нужно понять, что именно стало яблоком раздора. Существует целый ряд причин: Требования родителя поступать именно так, как хочет он. Такая позиция присуща в конфликте с сыном Григорию Пантелеевичу Мелехову, в конфликте с Чацким Фамусову;

· Приведение в пример «сына маминой подруги» как эталона хорошего поведения и поступков; акцентирование внимания на личных качествах, а не на поступках во время ссоры (пример: «ТЫ ужасен», вместо «ты ПОСТУПИЛ отвратительно!»). Такая позиция присуща Фамусова, когда в качестве эталонного образца поощряемого обществом молодого человека выступает Скалозуб;

· Нежелание принять вкусы и интересы своего ребенка;

· Несогласие с мнением своего ребенка;

· Наказания на почве недопонимания, без объяснений причин, почему подросток наказан;

Все эти проблемы имеют общую черту – родитель ставит себя выше своего чада, обосновывая это тем, что он прожил больше, а значит и знает лучше.

Важно понимать, родители, что ваш ребенок – не ваша собственность. Он – это отдельная личность,

которая не должна быть согласна с вами во всем и принимать ваше мнение, как единственное и правильное, не должна соответствовать вашим идеалам и достигать того, чего в свое время не достигли вы.

Очень часто конфликты возникают из-за слишком большой опеки или из-за того, что родители не умеют показать ребенку свою заботу. В итоге их несогласие в чем-то не выглядит, как проявление беспокойства и желание отгородить дитя от чего-то вредного, а как простое непонимание, враждебность. Представим ситуацию: подросток пришел к родителям в попытке рассказать тем о новом жанре музыки, который он для себя открыл, но только услышав ее, родители высказались негативно и запретили своему ребенку слушать подобное. Вполне понятно, что после такого подросток больше не будет ничем делиться и начнет переживать по поводу того, что остался непонятым. Потому что непонимание со стороны родителей – самое болезненное, ведь их мнение и оценку нельзя оставить без внимания, будто они – посторонние люди.

Правильное решение в такой ситуации – дать высказаться. Никто не просит родителя заставлять себя любить интересы своего ребенка, но нужно лояльнее относиться ко всему, о чем он вам рассказывает. Не стоит пренебрегать его переживаниями. Подросток станет взрослым, он поймет, что его прежние переживания бывали не такими серьезными, как во взрослом возрасте, но он будет благодарен за поддержку и то, что его слушали, когда ему это было нужно. Не осуждайте своего сына или дочь за их интересы – лучше поинтересуйтесь о них. Если он(а) увлекся/увлеклась чем-то вредным (алкоголь, сигареты и т.п) – объясните, почему это плохо. Быть может, он(а) не окажется от своего интереса, но и от того, что вы накажите его, накричите, лучше, поверьте, не будет. Это приведет только к одному – появлению новых секретов со стороны подростка.

Не навязывайте свою точку зрения. ОБЩАЙТЕСЬ со своим ребенком и воспринимайте его, как равного себе. Справедливость данной стратегии общения доказывает роман Тургенева «Отцы и дети». Уважительное отношение отца и сына Кирсановых, их стремление сохранить семейные отношения, несмотря на противоположность принципов, привело в концовке романа к примирению.

Не нужно осуждать своих родителей за их ошибки – за сказанные в момент ссоры слова, за некоторые поступки, которые вы иногда не в силах понять. Они – такие же люди, как и вы, и они ошибаются, как и все. Никто не учил их, как нужно воспитывать ребенка, для них взаимодействие с вами, становление для вас авторитетом – очень трудный путь, познание нового.

Да, в какой-то момент проблема недопонимания появится и это неизбежно, но задача родителей – помочь своим детям, попытаться сохранить с ними дружеские отношения. Как показывает роман Тургенева «Отцы и дети» данная стратегия отношений наиболее эффективна для сохранения семейных отношений. Ведь подростковый и молодежный возраст – тот период, когда человек больше всего нуждается в самореализации, нуждается в людях, которые поймут и примут его интересы. Когда ему важно мнение общества, но еще важнее – мнение родителей.

Направление "Отцы и дети".

Взаимоотношения отцов и детей – это проблема века минувшего и века нынешнего. В основе этой проблемы лежит разрыв между поколениями, который не дает им прийти к общему мнению, понять друг друга.

Родители и дети – два разных полюса. Им очень трудно прийти к согласию. Особенно когда ни одна из сторон не желает идти на компромисс, поставить себя на место другого и попытаться понять его. Зачастую молодое поколение не желает прислушиваться к советам старших, считает их мнения и высказывания устаревшими и бессмысленными. К сожалению, дети всё чаще забывают об уважении и почитании родителей. А старшие, в свою очередь, смотрят на поведение, позицию нового поколения с призмы своего времени. Исходя из такой точки зрения, находят поведение детей неприемлемым. Навязывают своё мнение, которое считают единственно верным и правильным. Не желают принимать новые идеи и взгляды, стремятся сохранить прежний уклад жизни, прежние устои. В результате перечисленных действий отношения между поколениями становятся дисгармоничными. Казалось бы, какой здесь выход? И есть ли он вообще? Да, есть. Единственное решение проблемы - посмотреть на ситуацию с другой стороны и найти компромисс.

Эта проблема волновала писателей во все времена. И.С. Тургенев посвятил ей произведение с говорящим названием «Отцы и дети». Конфликт отцов и детей проходит красной нитью через весь роман. Молодое поколение главным образом представлено Евгением Базаровым. Его главным антагонистом является Павел Петрович Кирсанов. Герои конфликтуют на разнообразные темы: политические, социальные, моральные. Споры Базарова и Кирсанова раскрывают суть конфликта. Именно они помогают читателю понять, чем отличаются герои и в каких вопросах расходятся их мнения. Базаров, представитель нового поколения, придерживается позиций нигилизма, отрицая существование и пользу всего нематериального. Он не понимал, какое удовольствие могут приносить музыка, чтение и любование природой. Павел Петрович не принимал взгляды нигилиста. Аристократ ценил поэзию, живопись, соблюдал присущие дворянину традиции. Принадлежащие к разным социальным сословиям, герои по-разному относятся и к внешнему виду. Что касается политики, то здесь Базаров снова выступает против государственного устройства, обвиняет аристократов в безделии и пустых разговорах. Его антагонист не желает смены государственных порядков и не видит в них изъянов. Говоря о народе, Кирсанов заявляет, что Базаров ничего не знает о простых людях, крестьянах, которые, как и он, «свято чтит предания, он - патриархальный...». Разговор на любую тему переходил в спор. Мы видим, как люди, принадлежащие не только к разным сословиям, но и к разным поколениям не могут прийти к общему мнению, понять друг друга. Молодёжь открыта к новшествам, переменам в жизни, а старшее поколение чтит былое, стремится сохранить старый уклад, не желая и не умея принимать и понимать новое. В этом главная причина всех конфликтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе дисгармоничных отношений между родителями и детьми лежит пропасть между поколениями, которая не даёт родителям понять новые устои, взгляды и мнения детей, а детям – старые уклады и традиции их родителей. Важно понять и принять позицию другого, услышать его и прийти к общему мнению.

Часто в основе конфликта лежит желание родителей настоять на своём. Дети, находясь под давлением со стороны родителей, начинают сопротивляться, а это приводит к непослушанию, упрямству. Нередко родители, требуя что-то или запрещая детям что-либо делать, не достаточно объясняют причину запрета или требований. Это приводит к непониманию, следствием чего является взаимное упрямство, а иногда и вражда. Необходимо найти время для бесед с ребёнком, аргументировать все запреты, требования, которые выдвигают родители. Многие папы и мамы возмутятся, где найти время, если надо работать в несколько смен, чтобы обеспечить материальные нужды семьи. Но если не будет нормальных отношений в семье, то кому нужно это материальное обеспечение?

Нужно обязательно вместе с ребёнком гулять, беседовать, играть, читать полезную литературу. Также причиной конфликта между отцами и детьми может быть ограничение свободы последних. Следует всегда помнить, что ребёнок это самостоятельная личность, которая имеет право на свою свободу. Психологи выделяют несколько этапов взросления ребёнка, когда обостряется непонимание между детьми и родителями. В это время конфликты с взрослыми возникают чаще. Первый этап - это ребёнок в возрасте трёх лет. Он становиться более капризным, упрямым, своевольным. Второй критический возраст - это семь лет. Опять наблюдается в поведении ребёнка несдержанность, неуравновешенность, он становиться капризным. В подростковом возрасте поведение ребёнка приобретает негативный характер, уменьшается работоспособность, на смену старым интересам приходят новые. В это время родителям важно правильно себя вести.

Когда ребёнок рождается на свет, его семья становиться для него эталоном поведения. В семье он приобретает такие качества как доверие, страх, общительность, робость, уверенность. А также он знакомиться со способами поведения в конфликтных ситуациях, которые ему демонстрируют родители, сами того не замечая. Поэтому важно, чтобы родители и окружающие ребёнка были более внимательными в своих высказываниях и в поведении. Все конфликтные ситуации стараться сводить к минимуму и решать их спокойно. Ребёнок должен видеть, что родители радуются не тому, что добились своего, а что удалось избежать конфликта. Нужно уметь просить прощения и признавать свои ошибки перед детьми. Даже если ребёнок вызвал у вас массу негативных эмоций, которым вы дали волю, следует успокоиться и объяснить ребёнку, что нельзя таким образом выражать свои чувства. К конфликту может привести вопрос дисциплины ребёнка.

Пока ребёнок маленький, родители ограничивают его свободу, устанавливают границы, в которых ребёнок чувствует себя защищённым. Маленькому ребёнку необходимо чувство безопасности, комфорта. Он должен ощущать себя центром, вокруг которого всё делают для него. Но по мере взросления ребёнка, родителям необходимо с помощью любви и дисциплины перестраивать его эгоистичную природу. Некоторые родители этого не делают, окружив ребёнка любовью и заботами без какой - либо дисциплины. Взрослые, стремясь избежать конфликтов, дают полную свободу ребёнку, из которого вырастает эгоист с неуправляемым поведением, маленький тиран, манипулирующий своими родителями.

Другая крайность - это родители, требующие беспрекословного выполнения всех своих требований. Воспитывая ребёнка, такие родители каждый раз показывают ему, что он находится в их власти. Дети принявшее это страдают от отсутствия самостоятельности, вырастают запуганными, без родителей не могут ничего сделать.

И наоборот, дети, которые сопротивлялись требованию взрослых, чаще вырастают озлобленными и неуправляемыми. Задача родителей - найти середину, сохранить чёткую родительскую позицию наряду с заботами о чувствах и потребностях ребёнка. Ребёнок - это личность, которая имеет право, на своё детство, на свою жизнь со своими ошибками и победами. В подростковом возрасте, когда ребёнку исполняется 11-15 лет, ошибка родителей заключается в том, что они не готовы увидеть в своём дитя нового человека, у которого есть свои идеи, цели, не совпадающие с представлениями родителей. Наряду с физиологическими изменениями у ребёнка - подростка наблюдаются скачки настроения, он становиться раздражительным, ранимым.

В любой критике в свой адрес видит нелюбовь к себе. Родителям подростка необходимо приспособиться к новой ситуации, изменить некоторые старые взгляды, правила. В этом возрасте есть вещи, на которые подросток вполне законно претендует. Он может пригласить на свой день рождение своих друзей, а не тех которых навязывают родители. Он может слушать музыку, которая нравится именно ему. И многие другие вещи, которые родители должны контролировать, но не так выражено как раньше. Следует понизить родительское внимание на жизнь ребёнка, позволяйте проявлять ему больше самостоятельности, особенно в интересах семьи.

Но при этом нельзя терпеть дерзость и грубость со стороны подростка, он должен чувствовать границы. Задача родителей состоит в том, чтобы подросток почувствовал родительскую любовь, знал, что его понимают, и всегда примут такого, какой он есть. Конечно, с одной стороны родители дали жизнь ребёнку, воспитали его, дали ему образование, поддерживают в трудных ситуациях.

С другой стороны родители, постоянно хотят контролировать своё чадо, влиять на его решения, на выбор друзей, интересов и т.д. Даже если родители дают детям полную свободу, как им кажется, всё равно они сковывают ребёнка в реализации каких-то планов, даже не замечая этого. Поэтому рано или поздно дети уходят от родителей, но некоторые уходят со скандалом, чувством обиды к родителям, а другие уходят с благодарностью, с пониманием со стороны родителей. Вот такой он, конфликт, отцы и дети в семье — две стороны правды.Надеемся, что в вашей семье будет царить согласие.

Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Нам, молодым, кажется, что родители «давят» на нас своим авторитетом, возрастом, что они не понимают своих детей, стремятся ограничить нашу свободу. Станем взрослыми мы и, наверное, так же будем относиться к своим детям, то же самое будем говорить им, стремясь уберечь их от всех жизненных невзгод. Я думаю, что поэтому конфликт между детьми и родителями вечен и что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране.

Вопросы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Проблема преемственности поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень проблем, отражённых в различных произведениях русской и зарубежной литературы. Обратимся к примерам.

Роман русского писателя 19 века И.С. Тургенева так и называется: «Отцы и дети». В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – это Николай и Павел Кирсановы, а «дети» — это Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича, и Евгений Базаров. Но конфликт между ними обусловлен не столько возрастом, сколько сменой социальных условий в стране. Отживают своё «дворянские гнёзда», уменьшается роль дворянства в обществе. На смену ему приходят новые люди, выходцы из среднего класса, так называемые разночинцы. Базаров — сын бедного уездного лекаря, он сам пробивает себе дорогу в жизни. Аркадий только увлечён новыми идеями, а по сути – сын своего отца. Мы видим его в конце романа помещиком, продолжателем дела «отцов». Высшая точка конфликта между новым поколением и поместным дворянством, аристократами — это дуэль Базарова и Павла Петровича. Здесь нет победивших и проигравших. Но Тургенев чутьём великого художника слова чувствует, знает, что в жизни победа базаровых неизбежна.

Конфликт поколений часто имеет место и в быту. Вспомним замечательный рассказ А. Алексина «Раздел имущества». В этом произведении представлены три поколения одной семьи. Бабушка Анисия Ивановна всю свою любовь, все силы и время отдала тому, чтобы её внучка Верочка, перенёсшая тяжёлую родовую травму, выздоровела, научилась преодолевать трудности, была такой же, как другие дети. Верочка выросла, и бабушка стала не нужна. Всё «по совести, по справедливости» хочет сделать мать девочки, даже собирается судиться со свекровью. Это конфликт между старшими поколениями. Но возникает и другой. Верочка пишет в своей записке, что станет той частью имущества, которая отойдёт к бабушке. И, наверное, уже не будет прежних отношений между повзрослевшей девочкой и матерью. То, что разрушено, очень трудно восстановить.

Как мы видим, причины конфликтов между поколениями бывают разные. Их вряд ли можно избежать при смене социальных условий, общественного строя, но они часто возникают и в повседневной нашей жизни. Я думаю, что главное — научиться в таких случаях вести себя достойно.

Детско-родительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.

В основном причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми являются личностно-психологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.

Причины конфликтов родителей и подростков

Подростки в конфликте:

§ кризис переходного возраста;

§ стремление к самостоятельности и самоопределению;

§ требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

§ привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

§ бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

§ нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

§ боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

§ проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

§ отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

§ неподтверждение родительских ожиданий.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:

– гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);

– дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).

Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания .

Особенности деструктивного воспитания:

– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;

– использование угроз в требованиях к детям;



– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;

– непоследовательность и противоречивость действий родителей;

– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания.

Причинами детско-родительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.).

Возрастные кризисы

– переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы.

Виды конфликтов родителей и детей подростков:

1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка;

2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль;

3) конфликт сверхзаботы;

Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка :

– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;

– неподчинение предъявляемым требованиям;

– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

(Дополнение: Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

§ Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

§ Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

§ В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

§ Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

§ Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

§ Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

§ Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

§ Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

§ Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

§ Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

§ Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

§ Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

§ Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

§ Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

§ Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

§ Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

§ За то, чтобы перестать быть ребенком.

§ За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

§ За утверждение среди сверстников.

§ Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

§ Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.

§ Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.

§ Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

§ Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.)