Еврейская пасха - один из главных праздников в израиле. Что такое Песах и как этот праздник отмечают иудеи? Пасха в иудаизме

В пятницу вечером, 30 марта, иудеи начнут отмечать Пасху, которая в их вероисповедании имеет название Песах.

В отличие от других религий иудеи празднуют Песах в течение семи-восьми дней (в зависимости от места пребывания определенного семейства, - ред.). Ежегодно праздник отмечается с вечера 14 дня весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. В этом году этот период припадает с 30 марта по 7 апреля.

Песах является одним из наиболее древних и значимых праздников в еврейской культуре. В это время принято собираться за столом всей семьей, трапезничать, говорить об истории своего народа и вспоминать самые знаковые события. Важно, чтобы праздник отметил каждый еврей, вне зависимости от финансовых возможностей и положения в обществе.

История праздника

В религиозной традиции Песах посвящен освобождению еврейского народа от рабства - 400 лет евреи находились в рабстве у египтян. Для освобождения богоизбранного народа Господь послал на египтян 10 казней (превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и гибель первенцев). И только после десятой фараон отпустил евреев на свободу. Согласно Пятикнижию накануне последней из десяти казней египетских - поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог "прошел мимо" (пасах) домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы. В этот же день Моисей освободил еврейский народ, выведя его за пределы Египта

"Пе-сах" толкуется как "уста говорящие", и это соответствует тому, что главная заповедь этого праздника - говорить, рассказывать об истории Исхода.

Традиции праздника

Подготовка к празднику начинается заблаговременно. Главным этапом является уборка в доме - принято выбрасывать все продукты и напитки, которые были приготовлены путем сквашивания или брожения.

Главной традицией недели Песаха является праздничный ужин - седер.

Также важно не употреблять квасные продукты (пиво, дрожжевой хлеб, макароны и все продукты, которые прошли процесс брожения, - ред.).

В частности, в праздник запрещено употреблять:

  • злаки, которые входили в контакт с жидкостью (пшеница, ячмень, рожь, овес, полба);
  • перловку, кукурузу, горошек из-за того, что в них может начаться процесс брожения;
  • мучные изделия (хлеб, булки, макароны, печенье, торты и прочее);
  • хлопья, изготовленные из злаков;
  • солодовые и дрожжевые продукты, горчица;
  • алкогольные напитки (пиво, сидр, пшеничная водка, виски);
  • маринованные продукты с солодовым уксусом, фруктовой эссенцией.

В первый день праздничной недели перед ужином принято читать послание, описывающее события Исхода из Египта.

На праздничный стол необходимо ставить новую посуду, которую перед этим тщательно вымывают. Также должно быть специальное блюдо - кеар - на которое выкладывают следующие угощения:

  • зроа - жареная баранья голень, либо куриная ножка - ритуальный символ жертвоприношения;
  • бейца - вареное яйцо - символ скорби о разрушенном Храме в Иерусалиме;
  • карпас - зелень петрушки - символ скудного рациона евреев в Египте.

Также в седер подают измельченные яблоки и финики, которые символизируют глину, из которой иудеи изготавливали кирпичи во времена рабства, и хрен с листьями салата - символ горечи и страданий в рабстве.

Ни в коем случае нельзя забывать и о маце - пресной лепешке, которую выпекают перед праздником.

Особенным атрибутом седера являются мисочки с соленой водой. Таким символичным образом евреи чтят память женщин, которые пролили слезы, узнав о приказе убить всех первенцев.

Также во время праздничного ужина каждый взрослый еврей должен выпить четыре чаши вина, которые означают обещания Бога для еврейского народа. Дети и больные употребляют виноградный сок.

Стоит отметить, что первый и последний день праздника в Израиле являются выходными, в эти дни работать запрещается. В последний день Песаха в синагогах проводят церемонию "разделения вод" в память о том, что Господь осушил воды Красного моря, чтобы евреи могли перейти его, а затем обрушил волны на врагов.

Песах и Пасха: в чем отличие

Светлый праздник Пасхи посвящен Воскресению Иисуса Христа, в то время как Песах - исходу евреев из Египта. Седер, он же пасхальный ужин, в христианской традиции получил название Тайной вечери. То есть оба праздника тесно связаны как, событийно, так и в богословской трактовке.

Согласно Евангелию Иисус с учениками вошел в Иерусалим, когда древние иудеи как раз готовились отмечать Песах. Таким образом все события Страстной недели происходили как раз во время отмечания Песаха.

Кроме того, как правило, православная Пасха календарно привязана к евангельским событиям и наступает через неделю после Песаха.

Связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно объявляется особо .

В 2013 году праздник Песах . Квасное запрещено есть с четвертого солнечного часа 25 марта, а пользоваться им как-либо разрешено еще в течение одного солнечного часа.

Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Единственный хлеб, разрешенный в Песах — маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Маца — напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. На всех принадлежащих еврею территориях собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Только хамец, принадлежащий еврею, не может находиться в его жилище, хамец же нееврея может храниться и в еврейском доме при условии, что он не лежит на виду. Если хамец не удалось продать или уничтожить, и он находился во владении еврея во время Песаха, его запрещено употреблять и после праздника.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер ("порядок"), которая устраивается в первый вечер праздника (в странах диаспоры — в первые два вечера). Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха (Илии). Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды — символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый — съесть мацу, второй — выпить четыре чаши вина, третий — съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый — чтение Агады, а пятый — чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо, а также вино — символ веселья и радости.

В ходе трапезы евреи выпивают четыре бокала красного вина, которые символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…" По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Элияха, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элиях считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году — в Иерусалиме!".

В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Седьмой день Песаха завершает торжества праздника и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере , с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

От редактора DisciplesToday: «Несколько лет назад я отмечал праздник Пасхи в Иерусалиме в окружении 300 евреев со всего мира. Этот опыт открыл мои глаза на истинное значение Пасхи и его смысл для современных во всех поколениях». Филипп Лестер, брат-еврей из церкви Христа в Нью-Йорке поделится своим изучением на эту тему.

«Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо , наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание» (1-е Коринфянам 5:7).

Этот отрывок адресован христианам в греческом Коринфе. И хотя многие из них не были евреями, апостол Павел предполагает, что они были хорошо знакомы с картиной Пасхи. Павел увидел уникальное применение этой истории Пасхи в ситуации, которая была в то время в Коринфской Церкви. Проблема распространения грехов и гордый дух коринфян были фоном для ссылки на практику избавления от старых дрожжей, что было неотъемлемой частью празднования Пасхи.

Давайте мы воспользуемся моментом, чтобы задуматься о значении Пасхи, которую празднуют в апреле в течение семи дней. А также рассмотрим её актуальность для нас, современных христиан. В своем первоначальном виде Пасха представляла собой празднование чудесного вмешательства Бога, которое в итоге привело к освобождению израильского народа из рабства. Это событие помогает нам, оглянувшись назад, увидеть силу крови ягненка, которая привела к освобождению миллионов рабов из египетского рабства. Как мы увидим, это также указывает на окончательное освобождение всех людей через последнюю жертву – Мессию, Которого Бог послал в этот мир. Есть очень много сильных и вдохновляющих уроков о Пасхе, и, хотя эта статья лишь поверхностно рассмотрит эту тему, я надеюсь, что тот, кто заинтересован в лучшем понимании , его актуальности на сегодняшний день и его связи с Новым Заветом, найдет много интересного для себя.

Пасха — больше, чем просто праздник

Для многих светских евреев Пасха, в основном, сосредотачивается вокруг таких вещей как семья, еда и традиции. Как и в большинстве случаев, праздник становится хорошей возможностью передачи обычаев, традиций и истории новому поколению. К сожалению, более глубокий смысл Пасхи часто упускается из виду, все больше оставляя на поверхности только атрибуты праздника. Глубокий смысл кроется в послании Бога, свободе, избавлении от духовного рабства и угнетения. Это послание о Его любви, Его власти, Его обещаниях, чудесах и Его окончательном плане – освобождении человечества через кровь совершенного Агнца. Такие пророки, как Исайя, говорили о Том, Кто должен был придти, став человеком, чтобы дать нам защиту от самых разрушительных вещей в нашей жизни – наших грехов. Эта статья поможет нам найти подтверждение этой истины.

Истинное значение и смысл Пасхи – празднование свободы

Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей. Наравне с «Йом Киппур» (День искупления) это один из самых значительных праздников для еврейского народа. Это один из трех праздников, которые Бог повелел евреям отмечать ежегодно. Пасха, как день рождения израильского народа, является напоминанием об освобождении древних евреев из египетского рабства тысячи лет назад. Название праздника на иврите означает «пройти мимо, обойти стороной». Бог решил использовать эту крайнюю меру, в результате которой были уничтожены все первенцы и людей и скота в Египетской земле, за исключением первенцев евреев. Бог повелел израильтянам пометить косяки своих дверей кровью ягненка, чтобы они были защищены и чтобы Он мог увидеть этот знак и пройти мимо домов израильтян. В течение тысяч лет каждый год евреи соблюдают особый пост, который длится 7 дней. Пасха для еврейского народа является особым напоминанием, благодаря которому они вновь восстанавливают эту историю.

Что происходит в Пасху? Восстановление истории праздника

Как и большинство праздников – это повод для радости, когда все друзья и родственники собираются вместе, чтобы есть особую еду. Основным событием вечера со специальной едой является пересказ древней истории о том, как Бог чудесным образом освободил израильский народ от тирании Фараона. Эта история о чудесах, о Боге, о Его обещаниях, о Его суде, о Его руководстве, но прежде всего – о спасении. Бог хочет, чтобы эта история передавалась из поколения в поколение и никогда не была бы забыта. Эта история рассказывается не только словами, но и через употребление в пищу особых продуктов, которые её символизируют.

Сегодня Пасха празднуется с различными продуктами питания, которые используются для приготовления специальной еды под названием «Седер». Еда сочетается с чтением специальной брошюры под названием «Аггада». Это происходит вокруг обеденного стола, и чаще всего во главе стола находится глава семьи. Делается все возможное, чтобы все участники трапезы были задействованы в этом празднике, воспроизводя события истории. Как правило все приглашенные гости участвуют в Седер, читая Аггада. Попутно произносятся молитвы, выпивается вино и принимается пища. Так как одно из предназначений Пасхи – обучение, то в этот день особое внимание уделяют детям. На самом деле этот праздник был составлен таким образом, чтобы вызывать интерес у молодежи и привлекать их.

Традиционно молодым задаются четыре вопроса. Эти вопросы готовят почву для ведущего вечера, чтобы он мог начать объяснять истинное значение этого вечера.

Задаются вопросы типа:

  • Почему эта ночь отличается от других?
  • Почему в эту ночь у нас есть только пресный хлеб?
  • И почему мы принимаем пищу с горькими травами?

Затем ведущий отвечает на эти вопросы, объясняя важность этой ночи и уникальных продуктов. Все эти символические вещи и традиции призваны помочь вновь прочувствовать события, приведшие к освобождению евреев из египетского рабства.

История Пасхи

Исторические предпосылки этого праздника находится в первых двенадцати главах книги Исход, второй книги Библии, которая возвращает нас к древнему египетскому миру. Однако, чтобы еще лучше оценить эти события, нам надо вернуться назад в историю, чтобы посмотреть на обещания Бога, которые Он давал Аврааму. Эти обещания включают в себя:

  • Создание сильной нации из его потомков
  • Предоставление специальной земли для жизни этих потомков
  • Приход обещанных «семян» для благословения всех наций (Бытие 12:1-3)

Интересное пророчество было дано Аврааму в отношении его потомков. На самом деле, это пророчество действительно предсказывает Пасху:

«…и Господь сказал ему: «Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать их 400 лет». (Бытие 15:13)

Это предсказание на самом деле исполнилось. Бытие заканчивается историей Иосифа и переездом семьи Иакова в количестве 70 человек из Ханаана в Египет. Получив приглашение от Иосифа, они покинули свои дома в Ханаане, чтобы избежать сильнейшего голода. Они поселились в Египте в качестве гостей и сильно разбогатели там. Их переезд в Египет был изначально предназначен для того, чтобы они выжили, как нация. Они уходили из обетованной земли, но это был Божий план.

Пасха в Ветхом Завете

Книга Исход в Ветхом Завете рассказывает нам историю, которая случилась спустя 400 лет. Все это время израильтяне находились в египетском рабстве. Однако со временем они стали сильной нацией, которая насчитывала уже миллионы людей. Из-за того, что был голод в их земле, они вынуждены были переехать в Египет, где и стали рабами. Вот тут-то и начинается вся драма Пасхи.

Израильтяне были порабощены египтянами, которыми правил фараон Рамзес II. Из Книги Исход и истории мы знаем, что Египет был миром фараонов, пирамид и многобожия. Для тех, кто не знаком с Библией: фильм «Десять заповедей» и мультфильм «Принц Египта» могут немного вас познакомить с тем миром. Однако имейте в виду, что эти события были на самом деле, а не являются выдумкой Голливуда. Крик израильского народа об освобождении от жесткой тирании был услышан Богом. Его план заключался в том, чтобы вырастить Моисея как освободителя народа. Тем не менее Моисею необходимо было научиться многим вещам, чтобы сделать это. Сорок лет он воспитывался в Египте, а затем в течение еще сорока лет он проходил тренировку в качестве пастуха. В 80 лет он получил право быть представителем Бога для фараона. Моисей, простой пастух, получил предназначение идти к фараону, чтобы требовать свободу для своего народа. Моисей вышел из дворца в пустыню, а затем вернулся во дворец в качестве пророка.

Бог снабдил Моисея сверхъестественными способностями для того, чтобы продемонстрировать, что именно Он его послал. Итак, Моисей спустился с горы с посланием «Позволь народу Божьему уйти…» Просьба Моисея была проигнорирована. Фараон отказался слушать Моисея и не отпустил народ. Моисей предупредил Фараона, что нашлет на него много наказаний, если он не отпустит народ. Много раз Фараон игнорировал Моисея. В итоге Богу пришлось развязать серию из 10 наказаний народа египетского. Весь народ Египта постигли эти страшные 10 казней.

  1. Вода превратилась в кровь
  2. Нашествие жаб
  3. Наказание мошками
  4. Наказание пёсьими мухами
  5. Моровая язва
  6. Наказание нарывами
  7. Нашествие саранчи
  8. Смерть первенцев

Боги Египта были осуждены Богом Моисея. Бог Нила превратился в кровь, бог солнца «Ра» превратился во тьму. Всё равно Фараон не собирался отпускать евреев, вплоть до смерти всех египетских первенцев, в том числе и в доме Фараона. Эти события подробно описаны в 12 главе книги Исход:

«Сегодня ночью Я пройду по Египту и убью всех первенцев, людей и животных, и произведу суд над всеми богами Египта. Я Господь. Кровь же на ваших домах будет для Меня особым знаком: увидев кровь, Я обойду ваши дома стороной. Всё плохое Я причиню египетскому народу, вас же не поразит ни одна из этих страшных болезней». (Исход 12:12,13)

Прочитайте всю 12 главу книги Исход.

Когда фараон, наконец, согласился отпустить израильтян, люди покинули свои дома так быстро, что даже не было времени, чтобы испечь свой хлеб. Таким образом, им пришлось взять с собой сырое тесто. Когда они шли через пустыню, тесто запеклось в жаркой пустыне, в результате чего получились лепешки, которые называются «мацой». Сегодня в честь этого события евреи едят мацу вместо хлеба в Песах.

Хотя евреи были теперь свободны, их освобождение было неполным. Армия фараона преследовала их в пустыне, по пути к Красному морю. Когда они вышли к морю, то оказались в ловушке. Именно тогда произошло еще одно чудо. Воды Красного моря расступились и израильтяне смогли перейти на другую сторону. Как только последний человек достиг другого берега, воды сомкнулись, поглотив армию Фараона. И только тогда они поняли, что свободны. В Пасху отмечают это освобождение.

Празднование Пасхи сегодня еврейским народом

Пасха отмечается в течение семи дней, в которые евреи воздерживаются от употребления хлеба с закваской. Праздник начинается со специального богослужения и торжественной еды «Седер». Седер является самым важным событием в празднике. Вся семья собирается за столом во главе с хозяином дома.

Как христианам относиться к празднику Пасхе

Хотя Пасха — это особое время для еврейских семей, чтобы собраться вместе, многие евреи рассматривают это время, именно как время воссоединение семей и употребления Седер. Многие посещают богослужения и пытаются духовно размышлять. Много язычников (не евреев) стало принимать участие в Пасхе, и, хотя они знакомы с текстами Ветхого и Нового Заветов, по-настоящему они не понимают значение этого праздника. Некоторые другие пришли к пониманию, что Пасха содержит много символов, которые предвещают приход Мессии. Они считают Пасху одним из самых удивительных праздников, в течение которого необходимо провести глубокий анализ той цены, что была заплачена за наше освобождение. Они понимают, что имеет свои корни в еврейской Пасхе, и понимают, что Иисус использовал Пасху, чтобы рассказать ученикам о Себе и Своей жертве.

Иисус и Его ученики: последний «Седер» Христа

Четыре Евангелия сохранили для нас записи о том, что Иисус планировал отметить Пасху со своими учениками. Сотни лет спустя это уже будут называть «Тайная вечеря». Именно Седер стали называть со временем «Вечерей Господней». Она начинается незадолго до того, как Его арестуют и будут судить, чтобы потом распять. Иисус ел пасхальную трапезу со Своими учениками. Он умер на Пасху согласно пророчеству (Исайя 53 глава содержит одно из этих пророчеств), взяв на Себя грехи мира. Иисус стал истинным Агнцем, чья жертва помогает нам получать прощение грехов и по сей день.

Праздник Пасха: уроки и выводы

1. Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству.

2. Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства. Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время – спасение стало реальностью. Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими.

3. Бог превыше всех других богов. Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог.

4. Свобода от рабства. Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь . Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него.

5. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет. Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными (2 Петра 1:5-11).

6. Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости (1-е Коринфянам 5:7)

Слово «закваска» означает дрожжи. Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе – удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи. В преддверии первой ночи Песах (или Пасхи) весь дом очищается от всего, что содержит дрожжи. Все либо съедают до Пасхи, либо продают «не евреям». Это большой и достаточно сложный процесс. Чтобы сделать все правильно, вы должны быть готовы в течение нескольких недель тщательно пройти все поверхности, чтобы очистить их, даже если они просто соприкасались с чем-то, что имело в составе дрожжи. Точно такие же усилия необходимы в нашей жизни, чтобы разобраться с грехом, который может также легко распространяться (1-е Коринфянам 5:7).

7. Безгрешность и страдания Мессии мы «находим» в пресном хлебе. Мессия – хлеб жизни. Полосы и отметины на бездрожжевом хлебе – это воспоминание о Его ранах: «ранами Его мы исцелись» (Исаия 53:5б). В Ветхом и закваска или брожение часто символизируют грех. Иисус предупреждал против «фарисейской или саддукейской закваски» (Евангелие от Матфея 16:6). Павел писал: «Так давайте же по-прежнему соблюдать наш пасхальный праздник, но не со старой закваской, закваской злобы и испорченности, а с хлебами без закваски, с искренностью и с истиной» (1-е Коринфянам 5:8). Пасхальный хлеб из книги Исход стал символом безгрешной жизни, известный как «Хлеб Жизни».

8. Спасение через кровь Пасхального Агнца. Зорора - бедро Пасхального ягненка, которое является центральным блюдом Седер, символизирует, что закланный на Пасху ягненок должен был пролить кровь, которая могла бы быть нанесена на косяки домов и защитить первенцев от смерти. Слово Зорора еще переводится, как «рука Господа» (Исаия 53:1), что символизирует Божье желание простирать руку, что бы спасать нас. Еще раз, Ха Шем (Бог) отдал на заклание Агнца без «пятна и порока». Как это было предсказано в книге пророка Исайи 53:6-7 последняя жертва будет человеком. Пасха предсказывает искупление. Для верующих в Мессию праздник Пасхи имеет особое значение. Вся нить символов Пасхи воплотились во Христе. Иоанн перед крещением Христа сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Иоанн 1:29б). Иудеи праздновали Пасху полторы тысячи лет. Они понимали значение такого заявления.

Закланный на Пасху ягненок был предвестником искупления, которое мы обрели через Христа, нашего Пасхального Агнца. Принцип искупления значит, что мы проданы в рабство греху и можем быть свободны от его владычества (Иоанн 8:31-32). Быть «искупленным» значит быть «выкупленным из рабства». Христос Иисус заплатил за нашу свободу Своей кровью — это цена искупления (1-е Петра 1:18,19, Галатам 3:13, Ефесянам 1:7, 1-е Иоанна 1:7).

Для полного понимания связи Пасхи и Креста мы должны посмотреть историю искупления греха, описание которой началось в книге Бытие и продолжилось через всю Библию. От начала времен Бог сказал: «Нельзя приблизиться ко Мне иначе, как через кровь ягненка». Жертва была предписана Богом с самого начала. Адам и Ева никогда не видели смерти. Они не знали, как это - умереть. Когда они нарушили заповедь Бога, Он принес в жертву животное, чтобы покрыть их грех. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21). Он использовал непорочного агнца покрыть их вину, и Он поступает так же и сегодня. Глава 53 в книге пророка Исайи написана за сотни лет до Иешуа (прим. редактора: автор использует еврейское имя Христа –Иешуа) и иллюстрирует жизнь во имя жертвенного служения: Человек–Агнец должен страдать «от лица» других.

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:4-7)

9. Кровь защищает на Суде. В течение Седер участники должны погрузить мизинец в их бокал с вином и, перечисляя свои грехи (прим.ред.: автор употребляет слово, которое так же может означать просто проблемы и беспокойства), отряхивать его. Вино символизирует разные грехи и беспокойства. Когда Бог видел кровь, Он проходил мимо этого дома и не воспоминал грех (не вершил суд) над израильтянами. Аналогично кровь ягненка покрывает и защищает нас от Суда: «Они победили его кровию Агнца…» («его» — сатану, Откровения 12:11а).

10. Тема Новой жизни. Кухня Пасхи включает овощи и травы, традиционные для Седер, которые подают к столу и как закуску, и как напоминание. (Прим.редактора: на иврите «карпас» – овощ или травы, которые макают в соленую воду во время Седер, это м.б. картофель, сельдерей, лук и т.д.) Карпас напоминает про весну — символ начала новой жизни. И многие другие подобные символы, которые объединяют этот праздник: свобода, перерождение, новая жизнь, надежда даже среди отчаяния.

11. Афикоман – преломление хлеба и возвращение к жизни. Во время Седер бездрожжевой хлеб разламывают на три части, их прячут (прим. ред.: символично прячут под салфетку), потом воссоединяют и раздают всем участникам. (Прим. редактора: после чего нельзя есть до утра, чтобы во рту остался “вкус свободы”. Этот кусочек и называется афикоманом.). Ясный и красноречивый образ терзаний Христа, Его погребения и воскресения. Это как бы тот самый хлеб, который в последний Седер Иисус преломил и сказал: «Сие творите в воспоминание обо Мне». Та самая чаша вина, о которой Христос сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов!»

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Евангелие от Матфея 26:26-29).

12. Третья чаша вина. Третья чаша вина традиционно называется «чашей искупления». Чаша символизирует самый последний шаг Бога, который принес нам всем искупление через страдания Его Сына на Кресте. Очевидно и абсолютно ясно, что Христос имел в виду, когда разделил чашу вина с Его учениками. В Его последний Седер на Земле Он был с ними и Он сказал: «… сие творите в Мое воспоминание» (Евангелие от Луки 22:19б), «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:28). Осознание связи Иудейской Пасхи с Вечерей Господней принесет более глубокое понимание и благодарность за еженедельное Причащение.

Песах и современная Пасха

Традиционно, к несчастью, Пасха зачастую затмевает Песах. Пасха ассоциируется с кроликами и яйцами, которые пришли из языческих традиций, почитающих Весну. Эти традиции перемешались с празднованием воскресения и мотивом новой жизни. Однако, на основании Библии есть много причин делать более значимым и отмечать Песах более Пасхи. И на самом деле все больше и больше христиан соблюдают Седер помимо их традиционных праздников, и даже всю «святую неделю». Особенно, когда традиционная Пасха и Песах иудеев совпадают по Иудейскому и Григорианскому календарю.

Выводы

Пасха прекрасный символ освобождения от рабства – и физического и духовного. Пасха уходит корнями в историю, но не традиции! Хотя традиции, которые добавили авторы Талмудов (прим.ред.: Талмуд, Талмуды – многотомный свод правил иудаизма, «устный закон») не ужасны, они все-таки рискуют затмить истинный смысл, как и многие прочие околобиблейские легенды. К несчастью, многие типичные евреи и почитатели Аггада могут и кое в чём просто «закопаться», потеряв настоящие чувства в сердце. Мы всегда нуждаемся в постоянном обращении к Писанию, чтобы возвращать всему истинное значение.

Волнение во время изучения Библии о Пасхе наполняет нас, когда мы понимаем как все эти символы и отдельные события возвращают к тому, как Сам Бог вершил историю, как Он использовал кровь ягненка на косяках дверей, чтобы защитить людей, и как это предсказывало будущую кровь Агнца на дереве креста. Он искупил все человечество! Он далее будет назван «Агнец Божий, Кто взял наказание мира…» (по Исаия 53:5). Приход Иисуса из Назарета — это больше, чем случайное совпадение. Когда Иисус пришел в Иерусалим в Вербное воскресенье (прим.ред.: тогда, по традициям того времени это были пальмовые ветви, более поздние традиции дали воскресенью перед Пасхальной неделей название Вербное), Он Сам предсказал о Себе – Агнец, который будет предан в Иерусалиме на позорное страдание. Он потом искал, чтобы быть на последней вечере на Седер с Его учениками, которые потом передали нам заповедь о причащении. И потом был Он как Агнец, заклан за наши грехи, да исполнятся пророчества!

«…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов…» (1-е Петра 1:18)

Понимание истинного значения Песах и древнееврейских корней Вечери Господней делает нас ближе к христианам первого столетия, мы проникаемся их отношением к причащению. Это также может помочь нам быть ближе к нашим друзьям-евреям, чтобы делиться с ними о Христе, Агнце Бога, Кто взял грехи мира на Себя.

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна 1:29)

Не пропустите Мессию в Пасху

Мессия в Пасхе. Подобно тому, как многие евреи пропустили Мессию, когда Он пришел (Евангелие от Иоанна 1:1-12), так и в Седер миру не хватает глубоких мессианских размышлений.

Этот обзор Пасхи призван осветить те темы, которые часто не подчеркивались. При этом я надеюсь, что еврейские семьи и их друзья будут глубже всматриваться в мессианский смысл Пасхи, чтобы и другие верующие могли иметь более глубокое представление о корнях их веры. Именно через Его жертву, Его кровь мы можем освободиться от рабства греха. И только благодаря Его руководству мы вышли из «Египта». Иисус вывел нас из рабства вещей, которые делали нашу жизнь горькой, и именно Он освободил нас от ложных богов.

Я надеюсь, что это исследование помогло вспомнить и еще раз убедиться в том, что для нас всех сделал Иисус. Чтобы не быть слепыми, что мы были очищены от прежних грехов — (2-е Петра 1:1:3-11). Другими словами, чтобы не забыть Египет (Послание Римлянам 6:4-23)!

Если вы получите приглашение принять участие в Седер в доме вашего друга, соглашайтесь и узнайте из первых рук, что же это такое. Вы, может быть, даже сможете ответить на четыре вопроса. Это даст вам возможность делиться о вашей связи с еврейским Мессией. Быть может и этот праздник станет одним из ваших любимых!

Шалом (иврит, означает пожелание мира, дословно «мир»)!

Желаю вам очень хорошей Пасхальной недели!

Перевод: , Ксения Балдина

Еврейскую Пасху по-другому называют Иудейским Песахом. Но если копнуть глубже, то это два разных праздника и похожи они только условно.

История еврейской Пасхи

Еврейской пасхой (Песахом) называют самый древний и самый большой семейный иудейский праздник. Каждый год Светлый День припадает на весну, и в отличие от православной церкви евреи празднуют его неделю.

Несмотря на то, что православное и иудейское название практически одинаковое, обычаи и традиции у них разные. В переводе с иврита Песах переводится как “пройти мимо”. Этот день выступает символом освобождения евреев от рабства.

Более 3 тысяч лет назад Господь наказывал египетское правительство за несвободу Израиля. 14 числа нисана каждый еврей должен был принести в жертву молодого ягненка. Мясо молодого ягненка готовили на огне и съедали с горькими травами. Кровь ягненка нельзя было выливать, ею смазывали все дверные косяки в доме. И вот когда в Израиль пришел ангел смерти, он уничтожил всех евреев, чьи дома не были помечены кровью.

Какого числа 2018 года евреи отмечают Пасху

Как и у православных верующих, еврейская Пасха не имеет определенной даты, и каждый год она отмечается по-разному. В 2018 году евреи начинают отмечать Светлый День с последнего дня марта, продолжается он до субботы 7 апреля. Первый и последний день Песаха является официальным выходным. Вся неделя считается праздничной, но не выходной.

Особенности еврейской Пасхи

При праздновании Песаха евреи проводят разные ритуалы, также у них есть определенные запреты на праздничную неделю. В праздник евреи не едят, и даже не держат в руках продукты, которые бродят, это категорически запрещено. Это касается дрожжевого хлеба, кваса, макарон и пива. Подобные продукты называют хамецами. Они должны отсутствовать в доме во время праздничной недели.

В Песах евреям разрешено употреблять только пресный хлеб, который евреи называют мацой. Таким образом евреи вспоминают свое освобождение из рабства. Когда они покидали территорию Египта, то не успевали взять с собой еду, поэтому брали только хлеб.

Уже за семь дней до Пасхи евреи начинают свои приготовления. Женщины тщательно убирают свое жилье и уничтожают все продукты, которые даже запрещено брать в руки в праздничный день.

Традиции праздничной трапезы у евреев в Светлый День

Еврейская Пасха, как и православная, празднуется в кругу семьи. У евреев особое внимание уделяется вечерней трапезе. Праздничная трапеза начинается только тогда, когда спрячется последний солнечный луч. Это как раз то время, когда все члены семьи приходят из синагоги.

Перед тем как приступить к приему пищи, все молятся, поют псалмы и благословляют друг друга. На столе самая красивая посуда, как правило, та, которая передается по наследству следующему роду.

Также на столе стоит миска с соленой водой, которая символизирует слезы матерей за погибшими сыновьями. Все, кто присутствуют за столом, должны кушать мацу, выпить четыре бокала вина, прочитать псалмы и Агаду.