Кто отмечает рождество 25 декабря. Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления

Сегодня 25 декабря. Праздники: Православное Рождество. Католическое Рождество. Лютеранское Рождество.

Католическое Рождество.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, государственный праздник в более чем 100 странах мира.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.
В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.
Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественское полено». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.
В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.
Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Православное Рождество.

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В этот день – 25 декабря - Рождество празднуют не только западные, но и целый ряд православных церквей мира, принявших в начале 20-х годов XX века Григорианский календарь. Этот праздник отмечают миллионы христиан по всему миру, большинство православных церквей - 11 церквей из 15. Остальные четыре православные церкви отмечают этот праздник на тринадцать дней позже – по Юлианскому календарю.
Следует отметить, что разница календарей не изменяет сути Рождества. Ведь мы даже не знаем точно, когда именно произошло это событие - древняя Церковь назначила дату празднования Рождества довольно произвольно. Сама же традиция отмечать Рождество Христово 7 января по Юлианскому календарю или 25 декабря по Григорианскому связана с языческим праздником, отмечавшимся 25 декабря в Римской империи в честь языческого бога Сатурна. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных воедино. Со временем язычество перестало быть актуальным, и приблизительно в 10-м веке церковь решила заменить Сатурналии днем рождения Христа.
Сегодня светлый праздник Рождества - одна самых красивых христианских традиций. За долгие века сформировалось множество традиций его празднования - традиционные елки, вертепы, богослужения и застолья. Но в той или иной стране к общепринятым правилам добавляются и местные обычаи, придающие свое очарование этому празднику.

Лютеранское Рождество.

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В основе праздника – библейская история о рождении в г. Вифлееме Спасителя Иисуса Христа Девой Марией.
Праздник отмечают и католики и православные и протестанты. Разнятся только даты (25 декабря, 6 января и 19 января) и календарные стили (юлианский и григорианский). В европейских и ряде других государствах за точку летоисчисления принята именно дата Рождения Христа (от Р.Х. или Annus Domine), хотя и рассчитанная в средние века, как оказалось впоследствии, с небольшой ошибкой на 3-4 года.
В каждой стране и у каждой конфессии есть свои особенности в праздновании Рождества. В лютеранстве к числу рождественских традиций относятся, прежде всего, следующие:
Свечи. Горящие свечи – символ света, символ звезд, сиявших на небе в час рождения Христа. Свечи могут быть разной формы.
Рождественский венок. Рождественский венок плетется, как правило из веток сосны, ели, пихты. Способы плетения могут быть разными. Венок украшается свечами, лентами, деревянными фигурками. Его подвешивают над дверью, на стену или кладут на рождественский стол. Нередко в рождественский венок вставляют четыре свечи – по числу недель Адвента (рождественского поста), непосредственно предшествующих Рождеству. Каждое воскресенье на богослужении зажигают одну из этих свечей.
Рождественская елка. Традиция ставить на Рождество ёлку связана с лютеранством и немецкоязычными странами. Впервые она появилась именно там. Только при Петре I она перекочевала в Россию, а в советскую эпоху рождественская ёлка была заменена на новогоднюю ель.
Рождественская звезда.
Напоминает о Вифлеемской звезде и обычно вешается на елку.
Ясли, или так называемый «вертеп». Слово «вертеп» не имело первоначально такого отрицательного смысла, как сейчас, и означало ясли, в которых родился Христос. Также как и католики, лютеране на Рождество устанавливают ясли и разыгрывают сцену Рождения Спасителя. Считается, что тем самым Вифлеем как бы входит в дома и церкви, становится ближе и понятнее.
У истока этой традиции находится «живая картина» Рождества, устроенная Франциском Ассизским и его братьями по Ордену в лесу близ Гречо. Для празднования Рождества ими были установлены ясли, принесли сено, привели настоящих быка и осла. Так, Франциск Ассизский вновь открыл христианам глаза на то, что Иисус был человеком, жившим не во дворце, но рожденным в яслях, жившим среди бедных и иноплеменников, не имевших крыши над головой, т.е. был ближе, чем казалось обычному средневековому человеку.

Здравствуйте,

Дело в том, что различается не дата Рождества, а используемый календарь. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря используют современный - Григорианский календарь. Другие же вспоминают о рождении Спасителя также 25 декабря, но уже по Юлианскому календарю, и эта дата в ХХ и ХХI веках приходится на 7 января.

Интересно отметить, что так не всегда было, и не все время так будет. Разница между календарями постепенно увеличивается. Я как–то писал об этом в своем блоге, но отвечая на данный вопрос, специально повторюсь:

Все дело в том, что разница григорианского (новый стиль) и юлианского календаря (старый стиль) оказывается величина изменяемая. Вот в чем суть различий:

Юлианский календарь - был введен в 45 г. до н.э Юлием Цезарем, а высчитан был группой астрономов из Александрии. По этому календарю, год начинается с первого января и имеет 365 дней в обычном году, а каждые четыре года наступает так называемый високосный год, в котором добавляется еще один день - 29 февраля.

Но этот календарь, как выяснилось, не столь точен. За 128 лет накапливается лишний день, и это не учитывается.
Именно поэтому, решением папы Григория XIII в 1582 году этот календарь был изменен на более точный, который и был назван григорианским. Как это произошло? В решении папы было объявлено, что после 4 октября 1582 года следующим днем шло 15 октября. Таким образом в истории, по григорианскому календарю, не было НИКАКИХ событий в 5-14 октября того года!

Отказ от юлианского календаря сначала коснулся католических стран, затем протестантских. В России григорианский календарь (новый стиль) был введен уже при советской власти.

Интересно отметить, что в Православии из 15 автокефальных церквей по старому стилю существуют всего четыре: Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви. Остался функционировать по старому стилю Афонский монастырь, находящийся в ведении Константинопольского Патриархата и часть монофизитских церквей и некоторые православные, оказавшиеся в расколе.

Десять православных церквей существуют по новоюлианскому календарю, который вплоть до 2800 года будет совпадать с новым стилем (григорианским календарем).

В чем же особенность григорианского календаря, по которому мы живем? Он более приближен к году фактического оборота Земли вокруг солнца, и равняется 365,2425 суток. Ошибка в одни сутки в нем накапливается за 3200 лет.
Как функционирует григорианский календарь?

Каждый четвертый обычный год - високосный
- но каждый сотый год - не високосный
- при этом каждый четырехсотый год - все же високосный

Вот почему в 2000 году мы не заметили изменений!!! Мы имели 29 февраля в том году, но не по общему правилу, как кажется, а по второму исключению. А вот в 1700, 1800, 1900 году и, к примеру, в 2100 в феврале 28 дней.

Такая особенность порождает все более увеличивающуюся разницу между старым и новым стилем. ОНА НЕ ВСЕГДА ОДИНАКОВАЯ.

Если в прошлом (ХХ) и нынешнем веке (XXI) разница между стилями 13 суток, то через век она будет уже 14 суток (в XXII в), а в XXIII веке - уже 15. В девятнадцатом веке разница составляла 12 суток, а в восемнадцатом - 11 и т.д.

Таким образом, если в оставшихся четырех православных церквях не перейдут на григорианский календарь, то через век наши потомки будут справлять Рождество по старому стилю уже 8 января нового стиля, а через два века - уже 9 января. (Дата Рождества при этом останется неизменной - 25 декабря, только одни будут справлять ее по григорианскому, другие по юлианскому календарю).

Вот такая "неизменная" изменяющаяся дата. Радует, что самое главное в Рождестве - это не точность календаря, а значимость Того, что Неизменный в Своей любви Спаситель пришел к нам в этот мир.

Потому, как бы по какому бы стилю не праздновали этот праздник - будем радоваться всегда!

С уважением,
Денис Подорожный

Это всеми нами любимый, объединяющий народы и страны, праздник, именуемый Рождеством. Католическое Рождество традиционно празднуется в ночь с 24 на 25 декабря. Так принято в Америке и Африке, во многих европейских и восточных странах.

Почему для Рождества существует две даты?

Всем известно, что существует две даты празднования Рождества - это в ночь с 24 на 25 декабря и в ночь с 6 на 7 января, когда празднуют православные христиане.

Главным образом отличие из-за путаницы в календарях летоисчисления - Юлианском и Григорианском.

Когда празднуется католическое Рождество, дата соответствует установке Римской церкви после победы Константина Великого (320 или 353 год н. э.). С тех пор христиане стали праздновать Рождество 25 декабря, за исключением нескольких восточных храмов, которые установили другую дату - 6 января.

Православное Рождество празднуется с 6 на 7 потому, что дата эта была установлена по Юлианскому календарю, согласно которому в феврале был еще один день. За много лет, а именно за каждые 128, этот «лишний» день заставлял сдвигаться все летоисчисление, из-за чего праздник светлой Пасхи стал приходить значительно раньше, чем положено. Именно тогда было принято решение заменить Юлианский календарь на Григорианский с целью исправления сложившейся ситуации. Таким образом, с конца 16 столетия весь мир стал пользоваться новым календарем, тогда как Россия продолжала использовать Юлианский, вплоть до 20 столетия, несмотря на запрет церкви. Позднее были попытки введения нового календаря, но они отвергались, и православное Рождество так и не стало праздноваться тогда же, когда и католическое Рождество. Дата последнего осталась прежняя - 25 декабря, да все уже и привыкли к этому.

Блюда на католическое Рождество

Давайте перейдем к еще более интересным подробностям празднования такого замечательного праздника, как Рождество католическое. Рассмотрим, что же принято готовить и подавать на стол в этот день.

Стоит отметить, что в каждой стране можно найти свою изюминку. Например, в Великобритании главные блюда на Рождество католическое - индейка, запеченная в крыжовниковом соусе, и рождественский пудинг (который, кстати, поливается ромом и перед подачей на стол поджигается).

Во Франции индейка подается под соусом из белого вина, а в Соединенных Штатах Америки - под клюквенным.

Австрия и Венгрия отличаются тем, что блюда на Рождество католическое не включают птицу. Причиной тому служит поверье, что в этот вечер улетит счастье, если на столе она будет.

В Польше на Рождество Католическое обычно подают минимум 12 блюд, традиционно это: кутья, борщ или грибной суп, кабачковые рулеты, пироги с капустой или грибами, сельдь и запечённый карп, а также сладкие сливовые и маковые пироги или рулеты, знаменитый имбирный пряник, узвар (компот из сухофруктов) и др.

Германия также славится своими сладостями на Рождество - различными видами печенья и пряников, кексами с корицей.

Удивительное «рыбное» Рождество

Итальянские американцы имеют свое удивительное меню, основанное на морепродуктах. Такое празднество называется The Vigil. Всего на столе должно быть как минимум 7 блюд. Они могут состоять из Baccalà (соленая треска), анчоусов, путассу, омаров, сардин, корюшки, угря, кальмаров, осьминогов, креветок, мидий и других моллюсков. Причем каждый из этих морепродуктов должен быть на столе. Это могут быть как основные блюда, так закуски и салаты, печеная или жареная рыба, соусы т. д. Не обходится празднование без бутылочки хорошего вина.

«Рыбное» Рождество также любят в Испании и Норвегии.

Католическое рождество: традиции

В канун этого праздника - Сочельник - приято кушать постную еду: каши, мед, орехи и прочее. Согласно традициям Христианства, пост заканчивается с появлением первой звезды на небе.

Для этого праздника характерны особая символика и обряды:


Вот некоторые обычаи, которые приняты по всему миру в католическое Рождество. Традиции эти кочуют из страны в страну. Где-то они появились ранее, где-то позднее. Но сегодня эти обычаи понятны любому католику.

Католическое Рождество в Европе

Большинство европейцев празднуют именно Рождество католическое. Поэтому все описанные выше традиции в Европе соблюдаются многими, и праздничное меню содержит примерно одинаковый перечень блюд. Как мы выяснили, имеются некоторые отличия в праздновании Рождества в каждой стране. Тем не менее, всемирная любовь к этому празднику объединяет нации, и традиции переходят из страны страну, обогащая культуру.

Католицизм характерен для большинства европейских стран. Разумеется, имеются и другие религии, но католицизм преобладает. Поэтому 25 декабря все люди собираются в кругу своих родных и близких за праздничным ужином, беседуют и радуются Рождеству Христову.

Открытки на католическое Рождество

Ну и самые приятные символы данного праздника - это подарки на католическое Рождество. Открытки - одно из наиболее популярных поздравлений. Дети по всему миру очень ждут праздник Рождества, поскольку именно в этот день они получают свои долгожданные подарки, которые им приносит Санта Клаус.

Кто приносит радость в дом?

Что характерно, в разных странах этого веселого дедулю, приносящего детям наибольшую радость, называют по-разному. В Америке и Великобритании это - Санта Клаус, как и в некоторых других странах. В России и в Украине это - Дед Мороз. В Германии он зовется Николаус, в Латинской Америке название также свое - Папа Ноэль.

В этот день взрослые и дети радуются подаркам, но также принято рассылать открытки. В этих посланиях люди желают друг другу счастья и здоровья, любви, благополучия и богатства, успехов и удачи в делах.

Рождество Христово у западных христиан

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.

Вместе с католиками Рождество в ночь на 25 декабря празднуют протестанты: лютеране, англикане, часть методистов, баптистов и пятидесятников, а также 11 из 15 поместных православных церквей мира, пользующихся Новоюлианским календарем, который пока (до 2800 года) совпадает с Григорианским.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю, встретят Рождество Христово 7 января.

Армянская апостольская церковь, живущая по собственному календарю, встречает Рождество в ночь на 6 января.

25 декабря, день увеличения солнечного света, отмечался как день рождения Зевса - в Греции, Митры - у персов.

Празднование Рождества Христова 25 декабря берёт своё начало в древних митраистских обычаях. Это была дата праздника в Риме, избранная римским императором Аврелианом в 274 г. н.э., день рождения непобедимого солнца - natalis solis invicti, которое после зимнего солнцестояния снова начинало увеличивать свой свет. Незадолго до 336 г. н.э. церковь в Риме установила празднование Рождества Христова в эту дату. См. .

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества.

В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.

Рождественский сочельник - главное событие в христианских католических семьях. По древнему обычаю, берущему начало ещё в обрядах Первой Церкви, в сочельник едят постный обед. Трапеза носит религиозный характер, она очень торжественна. Перед самым началом застолья читают отрывок Евангелия от Св. Луки о Рождестве Христа и творят общую семейную молитву. Весь ритуал трапезы Сочельника возглавляет отец семейства. Важнейшим событием вечери, является преломление облатков (рождественских хлебов). Традиционно его начинает отец или старший в семье. Потом все разделяют между собой хлебцы в знак любви и взаимного благорасположения. При этом желают друг другу счастья и Божия благословения. Повсеместно распространён и известен обычай оставлять за рождественским столом незанятое место. Если кто-нибудь придёт в дом в Сочельник, то будет принят, как брат. Этот обычай - знак памяти о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей.

Незанятое место символизирует также и покойного члена семьи, либо всех умерших родственников. В некоторых семьях сохраняется обычай подкладывать сено под белую скатерть на столе, за которым совершается трапеза Сочельника. Оно напоминает о бедности Вифлеемской пещеры и о Богородице, положившей Новорожденного Богомладенца Христа на сено в ясли.


По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя.

За рождественским столом соблюдается определённая очерёдность подачи блюд. Первой подаётся варёная пшеница (кутья), которая напоминает то изобилие в раю, при котором жили Адам и Ева. Следующее блюдо - это овсяный кисель, который своим серым цветом и особым вкусом символизирует Ветхий Завет, время, когда всё было серо, мрачно, скучно от последствия греха. Кисель заливается медовой водой в знак того, что Христос принёс надежду, которая всё делала радостным, как бы сладким. Следующее блюдо рыбное - символ объявления Христа. После этого подаётся сладкий клюквенный кисель, который напоминает, что Кровь Христа уничтожила горечь греха. В конце подаётся семь сортов сладкого кушанья (печенье, булочки, различные сладкие мучные изделия), что напоминает о семи святых Таинствах.

Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны - макеты в застеклённых ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

Во всех католических храмах и часовнях устанавливаются елки, обустраиваются вертепы с яслями, в которые перед началом вечернего богослужения 24 декабря торжественно возлогаются фигурки младенца Иисуса.


Кафедральный собор Непорочного зачатия Девы Марии (на Малой Грузинской улице)

В Москве центром торжеств является кафедральный собор Непорочного зачатия Девы Марии (на Малой Грузинской улице). Там проходит праздничное богослужение: сначала - месса Навечерия Рождества Христова на русском языке (начало - в 19.00 мск), затем - на польском (начало - в 21.00 мск), и затем - вновь на русском (начало - в 23.00 мск). С полуночи до пяти часов 25 декабря в кафедральном соборе совершается Рождественское всенощное бдение.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодёжи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.


Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. Ель также символизирует райское дерево. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Санта Клаус


В городе Патаре жил один богач, имевший трёх дочерей-красавиц. Этот богач разорился и решил заставить своих дочерей заняться блудом, чтобы раздобыть денег на пропитание. В это время Николас (см. Николай Угодник) проходил мимо дома богача и прочитал его мысли, так как в душе отца было столько горечи и безысходности, что не почувствовать это было просто невозможно. Помня, почему погибла его любимая, Николай, чтобы спасти девушек от бесчестья, подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, был несказанно обрадован такому счастью и на полученные деньги выдал дочерей замуж. Благодаря этой истории и возник обычай делать подарки на Новый Год и Рождество. Святой Николай (в переводе на голландский язык – Санта-Клаус) должен незаметно проникать в дом и оставлять под ёлкой узелок с подарком, пока его никто не видит. И с того времени Николай Угодник стал почитаться, как покровитель детей.

Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В периодКонтрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество. Но, например, в Нидерландах, где имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне известное как город Нью-Йорк, образ Святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, также осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга, в котором тот рассказывал о голландских временах города, упомянув и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.

В развитие истории Ирвинга в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Эта, ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844-м году. Как утверждал американский телеканал по истории History Channel в вышедшей в 2000-х годах документальной программе «Легенды Санты»: «Благодаря перу Клемента Мура Святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «К 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые упоминаются восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса.

Ежегодно 25 декабря отмечается Католическое Рождество, которое по своей важности занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова предшествует период адвента.

Адвент – это время ожидания Рождества

Адвент – название предрождественского периода, аналогичное Рождественскому посту в Православной церкви. В это время верующие люди готовятся к великому празднику. Первый день адвента выпадает на 4 воскресенье перед Рождеством. С этого дня в Католической церкви начинается литургический год. В это время происходит подготовка к празднованию Рождества и радостное ожидание праздника. Кроме того, Католическая церковь побуждает верующих задуматься на тему второго пришествия Христа. Каждое из четырех воскресений адвента имеет свою тематику. Длительность предрождественского периода зависит от того, на какой день в году приходится Рождество.

Ранее адвент считали периодом поста, но сейчас обязательный пост не предписан, хотя многие католики предпочитают в это время употреблять постные блюда. Адвент – время усиленного покаяния. Рекомендуется приступить к таинству исповеди, а также размышлять о приходе Христа на землю. Духовенство в эти дни надевает облачение покаянного, фиолетового, цвета. С адвентом связаны некоторые традиции, например, рождественский венок и рождественский календарь.

Рождественский венок: история происхождения и значение

В предрождественское время католики украшают свои дома рождественскими венками, выполненными из еловых веток. В центре венка расположено четыре свечи. Украшение крепят вертикально или устанавливают на стол. В каждое воскресенье адвента зажигают по одной свече.

Венок в рождественские традиции был введен немецким богословом и лютеранским пастором Иоганном Хинрихом Вихерном, который взял на воспитание несколько деток из бедных семей. В адвент дети неоднократно спрашивали воспитателя, когда настанет Рождество. Чтобы воспитанники могли отсчитывать дни до праздника, Вихерн в 1839 году сделала венок из старого деревянного колеса. Венок был украшен двадцатью четырьмя малыми свечами красного цвета и четырьмя большими белого. Каждое утро малыши зажигали по одной маленькой свечке, а в воскресенье добавлялась ещё и большая свеча.

Раньше венки делали своими руками из пихтовых или еловых веток, декорировали их лентами, яблоками и сладостями. Сегодня венки украшают не только свечами, но и колокольчиками, мелодичный звон которых приветствует Христа, отгоняет нечистую силу, указывает на окончание всех работ и наступление праздников.

Современные рождественские венки дополнены четырьмя свечами, которые ассоциируются с земным шаром и четырьмя сторонами света. Круглая форма изделия символизирует вечную жизнь, свечи – свет, освещающий мир в Рождество, а зелень – цвет жизни.

Католические венки часто украшают одной розовой и тремя фиолетовыми свечами в соответствии с литургическими цветами богослужений.

Рождественский адвент-календарь

Адвент-календарь показывает время, оставшееся до Рождества. Этот специальный календарь используют в европейских странах. Он выполнен в виде открытки или картонного домика с открывающимися ячейками, в каждой из которых лежит конфета и записка с пожеланиями или маленькие подарки. Календари бывают в виде пакетиков, мешочков, свертков или сумочек, развешенных на ленте. Состоит адвент-календарь из 24 дней, отсчитывая время с 1.12 по 24.12.

Начало традиции изготавливать адвент-календари было положено в Германии в первой половине XIX века последователями Лютеранской церкви. Во второй половине XIX века обычай распространился на территорию Австрии и Швейцарии. А уже в начале XX века календарь стал популярен и в других европейских странах.

Сейчас календари используются для отслеживания времени оставшегося до самого любимого и главного праздника в году. Для одних это Рождество, для других – Новый год. В основном календарь изготавливается для детей. Часто родители мастерят его своими руками, используя картон, ткань, дерево. Ячейки выполняют в виде ящичков, окошек, конусов, кармашек, конвертов, детских носков и рукавчиков.

Традиция празднования Католического Рождества

В Рождественский сочельник (24 декабря) начинается вигилия – общественное богослужение, которое проводится от захода солнца и до рассвета, и требует от всех участников бодрствования. Во многих местах верующие в этот день соблюдают строгий пост.

Вечером накануне Рождества положена особая месса, получившая название Месса Навечерия Рождества. 25 декабря совершают три разные мессы – Месса ночью, Месса на зоре и Месса днем. Они немного отличаются друг от друга, имеют разные последования и различные чтения Писания. В Средневековье эти мессы рассматривали как три рождения Христа – от Отца всех веков, в человеческом воплощении от Марии и мистически в душах верующих. В некоторых странах эти мессы именуют пастырской, ангельской и царской по евангельским чтениям, которые повествуют о поклонении Божественному Младенцу ангелов, царей и пастухов.

В приходских храмах первую рождественскую мессу часто совершают накануне вечером. По традиции, во время мессы священник кладет фигурку Младенца на рождественский вертеп. Большой торжественностью отличается литургическое песнопение этой мессы.

Праздник Рождества длится восемь дней (с 25.12 по 01.01), образующих Октаву Рождества. В течение этого времени духовенство на литургии облачается в одеяние праздничного, белого, цвета. 26 декабря Католическая церковь отмечает день святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память апостола Иоанна Богослова, 28 декабря – день Избиения младенцев. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, либо 30 декабря, если в году на эти дни воскресенье не выпадает, отмечают праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Иосифа и Марии. 1 января празднуется Торжество Пресвятой Богородицы.

И после окончания Октавы Рождества продолжается Рождественское время. В прошлом Рождество, как и Пасху, праздновали на протяжении сорока дней, вплоть до Стретения. 13 января отмечалось Крещение Господне. Эта практика и сегодня сохранилась у католиков – сторонников традиционного обряда. В современном обряде завершается Рождественское время праздником Крещения.

Видео: традиции празднования Католического Рождества