Что нужно обязательно сделать в день Вербного воскресенья, а чего делать не следует? Когда идти на службу в вербное воскресенье Во сколько начинается литургия в вербное воскресенье.

Действительно, в храм идут с вербой. Завтра — вербное воскресенье. Динь, Или завтра после вечерней службы или в воскресенье после литургии. Или надо службу отстоять?И в какое время в воскресенье литургия?Заранее извиняюсь за глупые вопросы, но никогда этого не делала.

Скажите, что делают в этот день в церкви? Батюшка просто кропил святой водой, а прихожане её держали в руках. А в середине стояла большая ваза с вербой для тех, у кого не было и кому потом по веточкам раздавали.

Полунощница – служба, предназначенная для совершения в полночь

На самом деле это не так уж важно. Дело в том, что праздник Вербное Воскресенье — это память о том, как Христос вошел в Иерусалим. А начало службы в разных храмах немного различается. Вечерняя обычно бывает в 17 или 18 часов, а утром в большие праздники обычно служат дважды — с началом в 6-7 часов и в 9-10 (уточните это в храме, можно по телефону).

Можно в любой день, когда служится литургия — пусть она узнает в храме. В воскресенье просто служится всегда

Бабушкам стареньким в основном. Моя подруга заказала на воскресенье панихиду по маме. Купила Кагор, фрукты,цветы…. Она обычно дает знакомым пакеты с конфетами, вафлями, фруктами и т.д.В Кишиневе у церкви полно просящих-сидящих.

В детский дом помощь отправить — они есть у вас?.. или неимущим каким-то. А и подаст записку на литургию — это главная служба. Так что возьмем Кагор, фрукты, цветы,вафли и т.д. Детских домов у нас полно(в Чехии одни из самых строгих правил усыновления). Бомжей тоже не мало, но в определенных частях города, и в основном это алкоголики. А в течении года мы постоянно с ней помогаем, как можем, бездомным, сиротам, больным и т.д. Она бывает часто в церкви.

До замужества (1986 г) жила в Кишиневе на Ботанике, на пр-кте Мира(сейчас по-моему стр.Дасии).Не знаю как правильно.Спасибо огромное. Вроде Красивая, если освященные вербочки, то нужно отнести в храм, там сожгут. Освященные вещи вообще не выбрасывают вместе с мусором, их сжигаю в печках при храмах, некоторые сами сжигают.

Литургия (общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.

По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре).

Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером

В народе Литургия называется обедней. Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой. В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову. В черных облачениях обычно служат в будние дни Великого поста. Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния. Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня.

Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером

Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими в Пресвятую Троицу. Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно? Динь, по уставу освящают только на вечерней службе в субботу. В какие дни бывает Литургия Василия Великого? Обычно вербы мало и в храме не остаётся, всё раздают. В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих. Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения.

Этот вопрос решается на приходе индивидуально. Однако подлинное освящение вербы, как в старину, осуществляется под особые молитвы в субботу. В 2017 году она падает на 8 апреля. Многие не знают, когда освещают вербу в субботу или воскресенье. Вопрос сложный, во многом он зависит от порядков в храме. Вот что пишут современные источники по этому поводу.

Накануне в субботу

Она называется Лазарева, в честь одного из самых ярких чудес Иисуса Христа. В неё произошло событие, во время которого Христос смог воскресить Лазаря, кто уже 4 день как был мёртв и уже начал разлагаться. По преданию, он символизировал и самого Спасителя, который воскреснет на 3 день после своей крестной смерти. Однако воскрешение Лазаря позволили сотням тысяч свидетелей уверовать в его силу и божественное призвание. Именно поэтому Лазарева суббота плавно переходит в вербное воскресенье, когда Христа приветствовали во время его входа в Иерусалим. А по иудейскому календарю праздники все начинаются накануне вечером. Именно по этой причине вербу начинают святить в субботу на вечерней службе. Именно в это время батюшка читает особые молитвы на освящение вайи – так называют вербу на церковно-славянском языке. Если в южных странах христиане преподносят различные цветы и пальмовые ветви, как в Греции, то россияне к Вербному воскресенью покупают ветки молодой вербы. Их можно нарвать в лесополосе, а лучше купить на рынке или около храма. Их продают в храме, как и церковные свечи. Нужно перед службой (она начинается в 16 или 15 часов) купить церковную свечу и несколько веток вербы. Свечу можно поставить в храме перед иконой или держать от освящения вербы. Обычно такие молитвы читают в конце богослужения для того, чтобы освятить вербу. Затем батюшка брызгает на неё святой водой, а затем её уже можно забирать из храма. Тем, кто не может принести вербу, можно приобрести её в храме. После этого можно использовать для того, чтобы для того, чтобы поставить её дома.

Однако тем, кто не может по различным причинам быть в храме в субботу вечером, после заката солнца, делают особое освящение вербы в храме. О его времени священник обычно говорит в конце службы вечером в Лазареву субботу, однако можно узнать из объявления у храма или от прихожан. Во сколько точно происходит освящение вербы в воскресенье нужно узнать только в храме.

Воскресный день

Дату богослужения можно узнать в субботу или позвонить в храм. Иногда на утренней службе, которая начинается в 8 часов, можно узнать во сколько оно будет (в конце). Тогда стоит пойти на рынок или около храма приобрести несколько веток вербы. Затем прийти в указанное время. В него обычно освящение проходит не в храме, а не улице. Священник просто ходит со святой водой, крестит вербу и после этого можно нести её домой. Хорошей приметой считается, если вы сможете донести пламя свечи до своего дома так, чтобы она не сгорела. После этого она несёт источник благодати в дом, охраняя его от бед и колдовства.

Для чего нужно освящение вербы и что это даёт людям

Святая верба считается очень полезной охраной дома от нечистой силы. Её проявления могут быть совершенно различными. Некоторых людей она оберегает от страстей (в церкви они означают страдания), воздействия колдовства или отчаяния из-за несчастья. Во время вербного воскресенья известно, что пост немного ослабляется. В это время нельзя делать различные сельскохозяйственные работы, домашнюю уборку, стирку, крупные дела. А стоит приготовить праздничный стол и поставить несколько веток вербы посередине. Они будут напоминать о весне и счастье, давать надежду на лучшее время. Вот каким может быть этот стол и что обязательно должно присутствовать.

  1. Рыбное блюдо. Оно заменяет мясо. Лучше всего делать запечённую рыбу, например, с чесноком, различными специями, укропом и базиликом. Лучше всего выбирать для этой цели карпов, потрошить их и запекать вместе со специями. Её можно сделать по количеству людей в доме. Тем, у кого мало времени готовить, можно приготовить судака в томате, сёмгу или суп из неё и даже раков. Чем вкуснее будет приготовлено рыбное блюдо – основное для этого праздника, тем лучше будет ваш праздник.
  2. Салат с мидиями, креветками и морепродуктами. Делать их можно по-разному. Самый простой и вкусный – мидии с крабовыми палочками, сладкая кукуруза, листья салата и дольки апельсина. Он будет очень вкусной и приятной закуской, дополнением к рыбному блюду.
  3. Вино. Лучше использовать красное или качественное белое вино, но не пиво, шампанское или коктейли.
  4. Фрукты и сладости. Можно использовать различные блюда, которые позволят сделать ужин вкусным и приятным. На стол можно поставить лимонад или сок для детей. Различные виды шоколада позволят почувствовать праздничное настроение.

Праздник советуют отмечать в семейном или дружеском кругу без бурного веселья и обилия выпивки. Такой праздник будет приятен всем домочадцам. Не забудьте также выбрать

В этот день проводятся торжественные службы. На них верующие могут освятить вербовые веточки с проклюнувшимися пушистыми почками и затем хранить такой букетик рядом с домашними образами. Согласно верованиям, освященные ветви вербы защищают дом, приносят в него мир и благоденствие. Узнайте, когда начинается служба в храме, и с раннего утра отправляйтесь на заутреню в . Хорошо, если возьмете на службу детей.

Букетики из нескольких веточек вербы вы можете приобрести перед храмом до того, как начнется служба. Некоторые предпочитают сорвать ветки самостоятельно, отправившись накануне в лес. Впрочем, разницы нет никакой, поэтому можете купить у храма, дав возможность заработать тем, кто кормится при нем.

Освятите ветки вербы во время службы, помолитесь, восславьте Господа как победителя смерти. Вспомните о тех страданиях, которые он испытал в предстоящую Страстную , наполните душу и сердце любовью и добротой.

Если этот день будет теплым и солнечным, не спешите домой, погуляйте с детьми. Расскажите о том, какой это праздник для верующих и для них этот день, в который Иисус вступил на путь, приведший его к смерти за тех, кто верит в него.

Приготовьте дома праздничный обед. В этот день, несмотря на то, что продолжается Великий пост, церковь не возбраняет есть рыбные блюда, приготовленный на постном масле винегрет, и даже пить вино. Ограничьтесь бокалом сухого красного вина или рюмкой кагора, праздничное застолье не должно перерасти в банальную пьянку.

Видео по теме

Полезный совет

Отвар из почек освященной в церкви вербы считался целебным. Его добавляли в воду и купали в ней заболевших детей.

Связанная статья

Совет 2: Почему праздник называется «вербное воскресение»

Вербным в России традиционно принято называть последнее воскресенье перед православной Пасхой. Другие названия праздника – Пальмовое воскресенье, Неделя вайи или Вход Господень в Иерусалим.

Откуда взялось название

Празднуется ровно за неделю до Пасхи. В этот день Иисус Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Горожане приветствовали его пальмовыми ветками, что должно было означать особый почет вновь прибывшему. Именно поэтому изначально праздник назывался «Пальмовым воскресеньем» (на - Die dominica in palmas).

В христианских землях, где растут пальмы, символом этого дня осталась именно пальмовая ветвь.

Однако в большинстве славянских земель пальмы не растут. Их заменили ветки цветущей вербы, которая первой зацветает весной. Она-то и стала для новым символом праздника, дав и характерное название этому дню.

Праздник в христианстве

Символизм этого праздника – прежде всего в признании Иисуса Христа мессией, а кроме того, вход Господень в Иерусалим – в своем роде прообраз вхождения сына человеческого во врата Рая.

В христианских церквях в этот день проводится всенощное . Верующие приходят в храм и ветками и зажигают свечи, тем самым как бы приветствуя приход Христа. На утрене священник читает специальную молитву на благословление вербы, после чего окропляет ветки святой водой.

Многие православные хранят такие освященные ветви в доме в течение всего следующего года. В некоторых регионах существует также вкладывать такие ветки в руки . Это должно символизировать умершего Иисусу, через веру в которого будет побеждена смерть.

Народные обычаи

В народе на территории России, Украины и Белоруссии сложилось множество обычаев и традиций, связанных с вербным воскресеньем. Освященным веткам приписывались самые разнообразные магические свойства – они могут служить для спасения от порчи и сглаза, болезней, злых духов, несчастий.

Так, в Костромской области к дню Вербного воскресенья специально пекут баранки и освящают их

Каждый год Вербное воскресенье выпадает на разные числа и празднуется за неделю до Пасхи или в шестое воскресенье Великого поста. В 2018 году отмечать будем 1 апреля.

Вербное воскресенье в 2018 году уже отметили католики, вскоре будут праздновать и православные, ведь этот праздник, который также называется Пальмовое воскресенье, посвящен торжественному въезду Иисуса Христа в Иерусалим и входит в число важнейших церковных двунадесятых праздников.

Вербное воскресенье в 2018 году приходится на 1 апреля. Дата каждый год меняется. Праздник отмечается за семь дней до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста. В церковном календаре он относится к великим двунадесятым торжествам и имеет название Вход Господень в Иерусалим.

Как праздновать Вербное воскресенье

  1. Подготовка к празднику начинается за несколько дней. Люди срезают веточки вербы и ставят дома в воду, чтобы они распустились.
  2. Празднование Вербного воскресенья начинается вечером в субботу. В церквях проходят богослужения и освящение вербы.
  3. В воскресенье в церквях также идет служба, и священники окропляют вербные прутики святой водой.
  4. После службы люди приносят освященные веточки домой, кладут их возле икон и хранят в этом месте в течение года. Для привлечения силы, здоровья и достатка легонько хлестают по спине вербными прутьями членов семьи.
  5. Хозяйки готовят праздничные обеды или ужины. Вербное воскресенье выпадает на Великий пост. В этот день запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу и немного красного вина.

Вербному воскресенью предшествует праздник Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо – воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

История праздника

Праздник Вход Господень в Иерусалим установила христианская церковь в Иерусалиме в IV веке. На Руси он возник в X веке и получил название Вербное воскресенье.

Праздник посвящен торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой в 33 году. После того, как Христос воскресил Лазаря из Вифании, слухи о Нем распространились по многим городам. Он въехал в Иерусалим на осле в сопровождении апостолов. По традиции те, кто въезжал в город на коне, несли войну, а въезжавшие на осле – мир. Иудеи увидели в Иисусе нового правителя – царя. Они осыпали путь Христа цветами, пальмовыми ветвями, клали у его ног одежду. Но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, а на мученическую смерть во имя искупления грехов человечества. Спустя пять дней эта же толпа кричала: «Распни Его…!».

Существует языческая версия происхождения Вербного воскресенья, согласно которой прообразом праздника стало древнеславянское торжество Вербохлест. Оно было посвящено плодородию, живучести и силе воли, которые отождествляла верба. В этот день устраивались массовые гуляния. Парни в шуточной форме хлестали девушек вербой. Считалось, что такой ритуал способствует продолжению рода и появлению здоровых и сильных наследников. Также в этот день били вербовыми прутиками домашних животных, чтобы они росли здоровыми.

Традиции и обряды

С Вербным воскресеньем связано множество традиций и обрядов. Они направлены на привлечение здоровья, богатства, благополучия, удачное замужество, счастливое материнство.

Современные традиции

Верующие люди готовятся к Вербному воскресенью заблаговременно. За несколько дней до праздника они срезают молодые веточки вербы, заносят их в дом и ставят в воду, чтобы они распустились. Выбирать стоит неиспорченные деревья, где нет дупл, сломанных или засохших побегов. Не рекомендуется использовать вербу, которая растет возле кладбища или водоемов. Согласно поверью, на ней может отдыхать нечистая сила.

Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проходит всенощное бдение. На богослужении священники читают Евангелие, 50 псалом и окропляют вербовые прутики святой водой. Прихожане стоят с веточками и зажженными свечами до конца службы. В воскресенье проводится Литургия Иоанна Златоуста и снова проходит освящение вербы.

Освященные ветки люди приносят домой и кладут возле икон. Существует традиция хлестания ими детей и взрослых членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!». Люди верят, что такой ритуал помогает очиститься от сглаза и злых духов, привлечь здоровье, силу и достаток.

Народные целители заготавливают в этот день почки ивы. Они верят, что настои из них помогают мужчинам сохранять силу, а женщинам – зачать ребенка. Хозяйки пекут из вербных почек пироги. Считается, что они помогают уберечь домочадцев от болезней.

Молодые девушки в этот день делают привороты на будущих мужей. Они ломают несколько веток на вербе, перевязывают их красной нитью, загадывают на суженого и хранят за иконами. Выбрасывать связку нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и собственную.

В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки. На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы – ветки вербы, украшенные фигурками ангелов.

Старинные традиции празднования

Женщины, у которых были маленькие дети, в Вербное воскресенье купали их в воде с вербными почками. Они верили, что такой ритуал способен избавить младенцев от недугов и дать растущему организму здоровье и силы.

Родственники немощных и больных людей били их вербными прутиками по телу и при этом приговаривали: «Святой Дух, через вербу входи – болезнь уводи. Верба придет – болезнь унесет». Считалось, что такой обряд помогает вернуть здоровье.

Хозяйки выпекали печенье с добавлением вербных почек, чтобы стать здоровее и отвести от своей семьи болезни. Выпечку скармливали и скоту, чтобы увеличить поголовье и защитить его от болезней.

После окончания службы в церкви верующие съедали 9 вербных почек, чтобы защититься от зубных болей и недугов.

В этот день люди забивали на углу дома освященный вербный кол. Они верили, что он поможет изгнать страхи и сделает всех членов семьи решительнее.

В XVI-XVII веках в Москве в Вербное воскресенье проходил ежегодный Крестный ход. В нем участвовали Патриарх Русской православной церкви и царь. Они проезжали по городу на осле. Важным атрибутом праздника было древо, украшенное плодами. Плоды символизировали Божью благодать. Их раздавали всем желающими на Красной площади после всеобщей молитвы.

Свойства освященной вербы

Освященная верба имеет магическую и целебную силу. Она защищает дом от пожаров и молнии, помогает избавиться от болезней, привлечь здоровье, удачу и благополучие, решить сложную жизненную ситуацию.

Ритуалы с освященной вербой

  • Для очищения от сглаза и злых духов бьют легко по спине членов семьи освященными вербными прутьями и при этом приговаривают: «Не я бью, верба бьет!». Для привлечения силы, здоровья и достатка произносят при хлестании: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля». Хлестание вербой домашних животных уберегает их от болезней.
  • Чтобы защитить дом от пожара и молнии, сжигают несколько веток и сохраняют пепел.
  • Чтобы привлечь здоровье и силу, выпекают в Вербное воскресенье хлеб с распустившимися почками освященной вербы и кушают его.
  • Женщинам, которые не могут долго забеременеть, нужно проглотить несколько вербных почек.
  • При бессоннице ставят у изголовья кровати веточку вербы и перед сном произносят: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
  • Для благополучного решения важного дела съедают вербную почку и думают о деле.
  • Чтобы стать увереннее в себе, втыкают освященную веточку в крышу дома или в углу потолка.

Что делать с освященной вербой

Освященная верба становится святыней. Она обладает чудодейственной силой в течение года. В церкви рекомендуют хранить ее в доме возле икон до следующего Вербного воскресенья. Это помогает привлечь здоровье, достаток, удачу. Также можно делать с нее целебные настои, проводить ритуалы по защите от болезней, пожаров, по привлечению здоровья, сил, благополучия. Выбрасывать освященные прутики в мусор нельзя. Это может привести к болезням и денежным проблемам.

Куда деть прошлогоднюю вербу:

  • пустить по течению реки;
  • сжечь отдельно от мусора;
  • закопать в чистом месте;
  • положить между кустов растущей молодой вербы;
  • использовать для изгнания злых духов и очищения дома – поджечь веточку и обойти с ней все углы помещения;
  • отдать в ближайший храм, где вербу сожгут с молитвой.

Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье

В этот день запрещено выполнять работу по дому: убирать, стирать, мыть посуду. Нежелательно готовить горячие блюда, поэтому хозяйки стараются подготовить праздничные угощения для семьи заранее. Не рекомендуется шить, вязать, вышивать, а также расчесывать голову. Не разрешается заниматься тяжелым физическим трудом: колоть дрова, работать на огороде.

В этот праздник нельзя ссориться, нецензурно выражаться, желать зла, думать о плохом. Лучше воздержаться от просмотра телевизора, компьютерных игр, шумных застолий.

Крещение
Православная церковь не запрещает крестить ребенка в Вербное воскресенье. Нужно только заранее договориться со священнослужителем о времени события и подготовить все необходимое для его проведения.

Свадьба
Вербное воскресенье приходится на период Великого Поста, во время которого не рекомендуется устраивать пышные торжества. Если молодожены хотят скрепить свой любовный союз в этот день, следует ограничиться росписью в ЗАГСе и скромным отмечанием в узком кругу без мясных блюд и алкоголя.

Венчание
Венчаться в этот день по уставу Православной церкви запрещается, поскольку праздник выпадает на Великий пост. Исключением может стать лишь согласие архиерея, который правит церковью.

Что можно и что нельзя кушать

Вербное воскресенье приходится на Великий сорокадневный пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу.

Традиционными угощениями праздничного стола являются овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, бобов, чечевицы, каши из смеси круп. Популярный продукт в период поста – грибы. Хозяйки делают из них жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы. Грибы и бобовые заменяют мясные продукты. На десерт хозяйки подают фрукты, постный зефир, варенье, мармелад, халву, горький шоколад, печенье. Традиционными напитками являются кисели, компоты, узвары. На Вербное воскресенье разрешается употреблять в малом количестве красный кагор.

Приметы и поверья

  • Если на Вербное воскресенье выпадает хорошая погода, то будет хороший урожай фруктов.
  • Чтобы в доме был достаток и благополучие, в этот день необходимо посадить или пересадить комнатный цветок. Если он будет хорошо расти, то следует ожидать прибыли, а если завянет – готовиться к убыткам.
  • Если девушка хочет в ближайшем году выйти замуж, то ей необходимо до рассвета наломать веток на молодой вербе, положить их у изголовья кровати и весь день думать о любимом человеке.
  • Перед тем, как совершить важное дело, нужно съесть три вербовых почки, припасенные в Вербное воскресенье. Они способны привлечь удачу.
  • Чтобы избавиться от головной боли, следует тщательно расчесаться, собрать волосы с расчески, опустить их в воду и вылить у корней вербы.

Католическое Вербное воскресенье

У католических христиан Вербное воскресенье имеет название Пальмовое воскресенье, или Неделя Вайи. Праздник отмечается за неделю до католической Пасхи. В 2018 году он выпадает на 25 марта.

В этот день торжественная служба начинается с пешего шествия вокруг церкви, которое символизирует встречу иудейского народа с Иисусом Христом. В нем участвуют священнослужитель и прихожане, которые держат в руках зажженные свечи, пальмовые ветки и поют гимн Христу-Царю и Библейские песни. В конце богослужения проходит освящение пальмовых веток.

Символы праздника в разных странах

Главный символ праздника Вербного воскресенья в православных странах СНГ – верба, или ива остролистая. В зависимости от географического месторасположения и исторических традиций народа у торжества могут быть другие атрибуты:

  • Финиковая пальма – у христиан, которые проживают в странах Средиземноморья.
    Пальмовые ветви были первым символом праздника. Они символизировали ветви, которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.
  • Оливковое дерево – в Швейцарии и Италии.
    В Швейцарии этот день получил название Оливкового воскресенья.
    В Италии олива считается символом мира. Освященную веточку принято дарить человеку, с которым хочется помириться.
  • Кокосовая пальма – на Филиппинских островах. Из ее листьев делают букеты, с которыми люди торжественно прославляют Иисуса Христа.
  • Грецкий орех – символ праздника в Австрии. В канун этого дня жители страны заготавливают толстые ореховые побеги, которые украшают сладостями, цветами и лентами.
  • Сухоцветы – в Польше и Литве. В этих странах в Вербное воскресенье появляются букеты из высушенных побегов злаковых, колосьев пшеницы, можжевельника и синих бумажных цветов.
  • Тис – в Англии.
  • Апельсин – во Франции. Задолго до Вербного воскресенья французы проращивают апельсиновую косточку в цветочном горшке. Накануне праздника они украшают лентами молодые проросшие побеги и берут их с собой на богослужение.

Поздравления

В час весеннего пробуждения
Отмечаем мы Вербное воскресение.
В праздник этот благочестивый
Желаю тебе, чтобы был ты счастливым,
Чтоб в доме и сердце покой был и лад,
Чтоб был всем доволен и жизни ты рад.

С Вербным воскресением поздравляю вас!
Будет пусть счастливым этот день и час.
Пусть любовь войдет и в сердца, и в души,
Зоркими пусть станут и глаза, и уши.

Находите время на добрые дела,
Чтобы ваша жизнь лучшею была.
От плохих поступков откажитесь
И на Божью волю в праздник положитесь.

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой! », - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст:

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст:

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.


Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.


Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х - первая половина 1640-х гг.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.


Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.
Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.


Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.


Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.


Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).

1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же - воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое - Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов - Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же - царь кроткий.

6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.

Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей - об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.

8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей - проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие - это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие - это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, - говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, - «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.

10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.

Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).