О празднике успения матери божией. Успение Пресвятой Богородицы

Он входит в число важнейших после Пасхи

28 августа православные христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы. Это важный праздник для последователей христиан большей части конфессий, однако католики отмечают его 15 августа по григорианскому календарю. Этот праздник является одним из важнейших в православии.

Хотя в канонических текстах не говорится о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы, эти события упоминаются в более поздних апокрифах. Сам праздник является достаточно поздним - первые достоверные известия о нём в греческой Церкви начинаются лишь с конца VI века. 15 августа по юлианскому календарю, по всей вероятности, было выбрано из-за того, что ранее в этот день отмечался под названием «Исполнение Марией Богородицей правила на второй миле от Вифлеема».

Успение Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам - двенадцати важнейшим праздникам в православии после Пасхи. При этом по статусу он уступает Господским праздникам, посвященным описанным в Новом Завете событиям из жизни Иисуса Христа. Можно отметить, что Успение Пресвятой Богородицы является последним двунадесятым праздником по хронологии церковного года, который начинается в сентябре, а Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемое 21 сентября - первым.

Как и в случае со множеством других дат православного календаря, у восточных славян существовал народно-христианский праздник, приуроченный к церковному. Этот день назывался Обжинки или Дожинки, и в него крестьяне проводили обряд завершения жатвы хлебов. Во время праздника в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинали толокой, то есть с помощью добровольцев из других хозяйств.

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой. В Полесье в последние колоски клали хлеб-соль. Этот обряд называли «завиванием бороды», и корнями он уходит в языческие поверя о духе поля, который скрывается в последнем несжатом снопе. Этот сноп было принято наряжать в сарафан или обвивали ситцевыми платками[

Ещё одной традицией было молиться перед иконой «Прибавление ума» об успешном обучении.

Считалось, что после Обжинок могут наступать так называемые Рябиновые ночи - ночи с сильной грозой или зарницами.

Успение Пресвятой Богородицы последний Великий двунадесятый праздник православного церковного года, заканчивающегося 13 сентября по новому стилю. Успение Богородицы празднуется 28 августа (нов. ст.), имеет 1 день предпраздненства и 8 дней попраздненства, отдание совершается 23 августа (5 сентября).

Полное его название - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Дата Успения Богоматери доподлинно неизвестна, но исследователи предполагают, что к моменту Успения ей было 72 года.¹

Господь Иисус Христос вознесся на небо. Святые Апостолы, исполненные даров Духа Святого, разошлись в разные страны проповедовать Евангелие. Но в Иерусалиме оставалась еще вместе с некоторыми учениками Господа Пресвятая Дева, Матерь его, к которой с благоговением обращались взоры Апостолов и многих тысяч христиан, обращенных ими к свету истины.

Уральская икона «Житие и успение пресвятой Богородицы»

Жилище ее было на Сионе, в доме св. Иоанна Богослова, которого усыновил ей сам Божественный Сын ее. Древнее предание повествует, что Богоматерь путешествовала из Иерусалима и в другие города и страны, жила некоторое время в Эфесе, благословила Афонскую гору, посетила Кипр, где св. Лазарь (воскресший из мертвых) был епископом. Христиане видели в ней как бы образ Иисуса Христа, наставницу и пример веры и всех добродетелей.

Пресвятая Богородица до конца жизни земной была Девою не только по плоти, но и по духу: смиренная сердцем, Богомудренная в словах, произносимых без поспешности, неутомимая в чтении, бодрая в трудах, целомудренная в беседах, никого не обидевшая, ни над кем не посмеявшаяся, не гнушавшаяся бедных и убогих, но всем желавшая добра, она имела вид внутреннего и наружного совершенстваАмвросий Медиоланский

Дуччо ди Буонинсенья. Успение Девы Марии. Благовещение

Наконец настало время, когда и одушевленному Кивоту святыни Господней надлежало быть перенесенным туда, куда вознесся сам Господь. Архангел Гавриил, вручая ей знамение победы над телесной смертью — ветвь райского Финикового дерева, возвестил, что Божественный сын ее зовет ее к себе, в обители Отца небесного. С живейшею радостью приняла эту давно желанную весть Пресвятая Дева. Но, оставляя этот дольный мир, она пожелала еще раз увидеть в нем святых Апостолов и молила об этом Господа.

Прибытие апостолов

Дуччо ди Буонинсенья. Успение. Проводы Марии св. Иоанном

Невидимою силою Апостолы были перенесены из разных стран в Иерусалим к жилищу Приснодевы. Явился и святой Павел, вместе с учениками своими: Иерофеем - дивным, Тимофеем - епископом эфесским и Дионисием Ареопагитом. «Апостоли, от конец совокупившеся, в Гефсиманийстей веси погребите Тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, прими душу Мою» — говорила Пресвятая Дева.

Апостолы проливали слезы. Но пречистая Владычица утешала плачущих, говоря им, что она не оставит их сирыми по своем преставлении, и не только их, но и весь мир будет “посещати, назирати и вспомоществовати бедствующим” .

День Успения. Вознесение души. Погребение.

Фра Анджелико. Успение Богородицы

Наступило пятнадцатое августа. Горница Сионская была освещена множеством светильников, наполнена благоуханиями, оглашаема усердными молитвами Апостолов: пречистая Дева Мария ожидала минуты разлучения души ее от тела. Вдруг небесный свет облистал всю храмину, явился сам Иисус Христос, окруженный Ангелами, взял пресвятую душу Богоматери и вознесся на небо.

Погребение

Апостолы видели теперь пред собою только бездыханное тело Богородицы, сияющее чудным светом, благоухающее ароматами. Оно было перенесено руками Апостолов в Гефсиманию и погребено в той пещере, в которой были погребены праведные Иоаким и Анна, родители Богоматери, и обрученник ее Иосиф.

Воскресение

Карраччи, Аннибале. Успение Пресвятой Богородицы

На третий день после погребения Приснодевы, прибыл в Иерусалим и святой Фома, который, по устроению Божию, не был при ее преставлении. Чтобы утешить сетующего, Апостолы открыли пещеру, где было погребено тело Богородицы,- и не нашли там ничего, кроме ее ризы. Но в тот же день она сама явилась им в небесном сиянии, окруженная сонмом Ангелов.

По окончании вечерней трапезы своей, Апостолы, возвышая хлеб, который отлагали они в честь Иисуса Христа, хотели сказать по обыкновению: “Господи Иисусе Христе, помогай нам”. Но, увидев Матерь Божию, они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам» .

Вот начало, совершаемого и доныне в некоторых монастырях, чина о Панагии (о Пресвятой). Смерть пречистой Девы была сном, после которого Она воскресла и вознеслась на небо. «Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо» .

Почитание

Со времени успения и вознесения Божией Матери начинается всемирная слава ее, скрытая до того времени под покровом глубочайшего смирения. Везде, куда достигала проповедь Евангелия, где прославлялось имя Иисуса Христа, там прославлялось и имя Приснодевы Марии.

Святой Вселенский Собор (бывший в Эфесе в 431 году) навсегда утвердил принадлежащее ей наименование Богородицы, или Богоматери. Православная Церковь каждый день во всех своих службах умоляет, благодарит и прославляет Честнейшую Херувимов и Славнейшую Серафимов.

“Блажим Тя вси роди, Богородице Дево… Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще. День бо и нощь молишися за нас и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются”.

Пресвятая Мария произвела совершенную перемену в судьбе женского пола, возвратив ему значение и достоинство, утраченное грехопадением Евы. В тоже время Матерь Христа - Бога нашего представляет Собою совершеннейший образец христианки..

Она примером своим учит отроковиц благонравию, послушанию, трудолюбию, дев и жен — кротости, целомудрию и благочестию, матерей - истинно материнской любви и преданности, сирых и бедных - терпенью и самоотвержению, великих и славных - смирению.

Древние свидетельства

Хотя телесное вознесение на небо Матери Божией и не вошло в состав Символа веры, но вся Церковь согласно верит, что она по смерти своей воскрешена Господом и восхищена на небо, где и пребывает телом и душой. Обстоятельства Успения Матери известны с древних времен.

В IV веке явились два, древних уже в то время, сочинения о телесном переселении Девы Марии на небо, - одно под именем Иоанна Богослова, а другое – Мелитона, Епископа Сардийского, жившего в конце II века. В V веке Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, свидетельствовал пред Императрицей Пульхерией о достоверности этих событий, почерпнутых из древнейших и непреложных источников и преданий.²

Что такое успение

Кончина Божией Матери называется Успением, потому что она святым телом своим как бы уснула на короткое время, и потом, воспрянув от земного сна, вознеслась на небо.

История празднования

Праздник этот Православная Церковь торжествует с древних времен христианства. О нем упоминается в 431 правиле Номоканона, заимствованного у Гангрийского Собора, бывшего в 361 году, в сочинениях Блаженного Иеронима и Августина, писателей Церкви IV века. В прежние времена у некоторых народов, как то: Галлов, Коптов и Греков, праздник этот отправлялся, вместо 15 Августа — 15 Января.

Но в 582 году, по желанию Греческого Императора Маврикия, он перенесен на 15-е Августа, в уважение того, что в древних календарях он означен в этот день.² Об этом сообщает и Никифор Каллист Ксанфопул в своей «Церковной истории». По мнению других исследователей, Маврикий приурочил его ко дню своей победы над персами 15 августа 582 г.

Успенский пост

Православная Церковь, благоговея пред днем Успения Божией Матери, подготавливает себя и верующих к достойному памятованию и торжеству этого события четырнадцатидневным постом, который длится с 13(1) по 27(14) августа и уступает по святости (строгости) только Великому посту, превосходя Рождественский.

В течение Успенского поста запрещается вкушение яиц, мясных, молочных продуктов, рыбы и растительного масла (исключение для рыбы только в праздник Преображения Господня 19 августа). Можно есть орехи, мед, хлеб, крупы, фрукты-овощи.

28(15) августа пост заканчивается, если праздник приходится на любой день недели, кроме среды или пятницы. Если Успение выпадает на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а в этот – разрешается рыба.³

Народные традиции, спожинки

Называли праздник в разных местностях по своему: Большая Пречистая, Первая Пречистая, Успеньев день, Успенщина, дожинки, обжинки, вспожинки, оспожинки, спожинки, Госпожинки, Госпожин день (возможно, от «Госпожи», т. е. «Владычицы» (Богородицы). Третий Спас отмечается на следующий день, 16/29 августа (нов.) – в день перенесения образа Спаса Нерукотворенного.

В старину с приходом оспоженок праздновали окончание жатвы.⁵ В представлении народа, как всегда, одно наложилось на другое – земледельческий и христианский праздники. Земледельческие праздники были связаны с календарными работами деревенских жителей. Их обряды выражали благодарность матушке-земле за урожай и направлены были на получение следующего.

«Дожили, дожили,
Госпожинки встретили,
Каравая почали,
Толокна проведали,
Гостей угостили,
Богу помолили!»

М. Стахович. Дожинки. 1821. Фото — wikipedia

  • Устраивали складчину (братчину), пекли пироги из муки нового урожая, варили пиво.
  • Плели венки из колосьев, водили хороводы.
  • В поле, после уборки урожая, вязали последний, именинный сноп, наряжали его, с песнями и плясками несли на господский двор, где помещик угощал своих крестьян и праздновал с ними окончание жатвы.
  • Последний сноп особенно почитался, ему отводилась и особая роль в ритуале. Сноп называли: дожиночный или обжинок, кумушка, соломатник, Солоха, Овсей, спорынья (от «спорыш» — двойное зерно, царь-колос — воплощение плодородия), борода, борода Бога или Ильи, Иванушка, Христова рубашка, барин. Его устанавливали на праздничном столе, и после пиршества хранили до нового урожая в Красном углу под образами.
  • С Успения начинается «молодое бабье лето», которое продлится до Ивана Постного, 29 авг. / 11 сент. (народное название дня Усекновения честныя главы св. Иоанна Крестителя)⁴
  • Девушки приглядывались к парням, выбирая женихов: «С Успения не присмотришь – зиму в девках сидеть будешь».

Пословицы, приметы

Пресвятая Богородице, помогай нам!

Литература:

¹ pravoslavie.ru
² Журнал «Мирской Вестник», 1865
³ Википедия
⁴ А.А. Коринфский. Народная Русь
Сахаров И.П. Сказания русского народа
Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
Даль В.И. Месяцеслов — Пословицы русского народа

Успение Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати самых значимых праздников после Пасхи в православном литургическом календаре. Прославляет этот день память о Божией Матери и приходится он на 28 августа по-новому стилю, и на 15 число по-старому. Перед празднованием этого святого дня всем верующим церковь повелевает соблюдать пост с 14 числа по 27 число августа месяца во имя и по примеру Пресвятой Богородицы, пребывающей в постоянных молитвах и в строжайшем посте дни, предшествующие Ее успению.

Духовный смысл и истинное значение праздника.

Многим людям может показаться абсурдным празднование дня успения, т.е. смерти Матери Божией, ведь для большинства из нас смерть ассоциируется лишь с сердечной болью и тоской, скорбью и потерей того, чей жизненный путь навсегда завершился.

Еще издревле любому простому человеку казалось, что явление смерти выступает самой непостижимой и величайшей из всех существующих загадок бытия. Смерть во все времена вызывала трепет и страх у людей, полную их растерянность, панику и недоумение.

Однако, глубоко верующие православные христиане знают и неистово верят в то, что все сущее при Божественном мироздании обрело непоколебимую и надежную жизненную основу на веки вечные. Не смерти нужно бояться людям, а образа того и поступков тех, какими их земное существование будет наполнено.

Благодаря вере такой каждый христианин воспринимает явление смерти не как полное завершение жизни человека, а лишь как тяжелое, но необходимое для вечного и подлинного существования, испытание. В связи с этим Успение Богородицы вызывает радость у православных, ведь через смерть она получила возможность снова быть с Сыном Своим.

Атеист может всю свою земную жизнь прожить под гнетом страшного ожидания собственной смерти в качестве полного самораспада, а православный верующий же, даже готовясь к смерти, — готовиться лишь к новой жизни.

Однако, не стоит считать, что христиане причисляют смерть к благим и радостным явлениям. Она, конечно же, является прямым нарушением и искажением первоначально установленного в человеческом мироздании порядка, утрата которого происходит по причине грехопадения человека, его непослушания воли Божественной и нарушения Закона Божьего.

Согласно догматическому учению Православной Церкви, Бог не желал смерти людям, они самостоятельно обрекли себя на нее по причине духовной слабости своей и неукротимой плоти. Но даже в данном случае Спаситель наш проявил к человеку несказанную милость и благодать, Он смерть земную превратил в путь к вечному совместному пребыванию человека со Своим Создателем.

Праздник Успения Богородицы установлен еще с древних времен. Упоминания о нем можно обнаружить в писаниях блаженного Иеронима, Григория и Августина, а так же в сочинениях епископа Турского.

В IV веке византийский император Маврикий в честь победы (15 августа 595 г.) своей над персами приурочил к этому дню празднование Успения Пресвятой Богородицы, определив этот день и это событие одним из самых главных общецерковных праздников.

Однако, первостепенно в различных местах сей праздник совершался в разное время: кое-где празднование Святого Успения происходило в январе месяце, а где-то – и в августе. К примеру, в VII веке в Римской Церкви на Западе было принято праздновать 18 января «кончину девы Марии», и при этом 14 число августа месяца определяли днем «взятия Её на небеса Божьи».

Лишь в VII-IX вв. праздник Успения Богородицы стал совершаться 15 августа в большинстве западных и восточных Церквей. Целью этого праздника было не что иное, как прославление и сохранность памяти о Богоматери, и о Ее воссоединении с Сыном Своим через успение.

Стихиры на Успение Богородицы появились в V веке, они были написаны патриархом Константинопольским. Затем в VIII веке появились два канона, посвященные этому празднику, созданные святыми Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским.

Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти и Воскресения Спасителя всеобщего вплоть до Великого гонения на христиан находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес. Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре, и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила как Удел для проповеди слова евангельского.

Незадолго до смерти своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Ее Божественного.

В один из дней Ее пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Ее о том, что через три дня настанет Ее кончина, и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему. Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он, в свою очередь, — всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.

Перед кончиной Своей Матерь Божия все скромное имущество завещала вдовицам — прислужницам Своим. Велела им после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.

В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Ее уход сопровождал свет несказанный, при появлении котором, Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов. Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Ее память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Ее защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати отдала душу Свою в Господни руки.

Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы. И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Ее, призывающих всех возрадоваться, ибо отныне Она будет со всеми и во все дни. После Воскресения и утешительного изречения тело Матери Божией покинуло землю, и было восхищено на небеса.

Как сообщает БФ «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» , об отшествии ко Господу и похоронах Божией Матери рассказывает церковное предание.

В рукописях IV века есть свидетельство о том, что Богородица после смерти отправилась душой и телом на Небо. За три дня до успения в Иерусалиме Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что близится день Ее смерти. Он подарил Божией Матери сияющую неземным светом ветвь райского дерева - символ победы вечной жизни над смертью, дарованной Спасителем на кресте. Поэтому Успение - не траурное событие, а праздник.

Тогда все апостолы прибыли в Иерусалим, чтобы попрощаться с Девой Марией. Только апостол Фома не смог прийти. Крыша горницы, в которой они собрались, открылась, и неземной свет осиял всех присутствующих. В горницу сошел Спаситель в окружении ангелов. Богородица помолилась к Своему Сыну и отдала душу в Его руки.

Апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсимании, где покоились Ее святые родители – Иоаким и Анна и обручник Иосиф. Во главе похоронной процессии шел Иоанн Богослов, который нес райскую ветку, а гроб с телом Божией Матери несли все апостолы, кроме Фомы. Множество христиан несли зажженные свечи и кадила. Люди и ангелы пели, прославляя Пресвятую Богородицу.

В похоронной процессии был иудейский священник Аффония, который попытался перевернуть одр, на котором лежало тело Божией Матери. Ангел не допустил этого и отсек Аффонию руки в тот момент, когда он прикоснулся к гробу. Он раскаялся и получил исцеление, после чего принял христианство.

Апостол Фома прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Он захотел увидеть гроб Божией Матери. Когда гроб открыли, то Ее тела в нем не было, осталась лиш плащаница. Дева Мария душой и телом вознеслась к Своему Сыну.

Апостол Фома рассказал, что видел, как Богородица возносилась на Небо. В этот миг он попросил, чтобы Она благословила его. Тогда Божия Матерь сбросила ему Свой пояс.

Также Богородица явилась апостолам, говоря: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».

На Святой Горе 28 августа панигир отмечает Иверский монастырь. Как известно, Афон называют земным уделом Божией Матери. В афонских обителях хранится много чудотворных икон Пресвятой Богородицы, а в монастыре Ватопед – Ее пояс.

В народе праздник Успения Пресвятой Богородицы называют «Первая Причистая». Сегодня закончился Успенский пост.

Ежегодно Успение Богородицы празднуется 28 августа. Историческое событие этого памятного дня окрашено одновременно печалью и радостью. Именно в этот день Пречистая Дева окончила свой жизненный путь и наконец воссоединилась с Сыном.

Успение Пресвятой Девы считается одним из главнейших православных праздников . Это празднество имеет отношение к истории, о которой не написано в Библии, тем не менее известно всем и каждому, благодаря рассказам церковных служителей.

Успение, или иными словами смерть, Богородицы — праздник счастья и радости. Но далеко не всем понятно, как столь печальный момент может служить достоянием для православных христиан. Для этого следует обратиться к истокам жития Богородицы и познать истину христианской веры.

Житие Богородицы

После распятия Христа о Деве Марии в Библии сказано мало слов. Известно лишь то, что после Вознесения Иисуса в Царствие Небесное она жила в столице Израиля, до тех пор, пока не началось гонение христианского народа. Иоанн Богослов , коему было поручено самим Христом охранять и заботиться о Матери Господа, помог ей перебраться в Эфес. Каждый день Приснодева навещала епископа Лазаря Четверодневного , а также посещала гору Афон, которую в дальнейшем она обозначила местом для молитв и обращения к Богу.

Перед своей смертью, Пресвятая Дева вернулась в Иерусалим. Там она каждодневно предавалась молитвам и ходила в те места, которые были связаны с жизнью Сына ее Иисуса Христа. В молитвенных просьбах Богоматерь умоляла о свидании с Сыном на небесах.

Сама же Богородица перед смертью оставила все сбережения своим служанкам — вдовам. И дала им указание, чтобы похоронили ее рядом с родителями у подножия горы Елеонской, в селе Гефсимания.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

В тот день, когда Дева Мария скончалась, все жители столицы пришли попрощаться с ней. Всех проповедников и верующих людей под одной крышей собрала весть о том, что для Божьей Матери пробил смертный час. За ее успением наблюдали все, каждый явился, чтобы проститься с Блаженной Девой. Весть о кончине Первой Матери разлетелась по всему миру, ведь чудо, которое произошло в тот день изумило даже самого строгого и безбожного человека.

Богородица уходила из мира живых со светом, ярким, ослепительным и чистым, ее окружали ангелы, среди которых появился пред нею сам Христос. Мария обратилась к Сыну своему с просьбой о спасение и благословение всех тех, кто находится рядом с ней в этот день, и кто молится о ней . Дева Мария также воззвала к Иисусу в молитве защитить ее силой Господа-Бога от демонов и сатаны, а затем, в счастье и в упоение, полностью отдалась в руки Господа. Иисус Христос лично вознес свою мать на руках в Царствие Небесное.

В течении трех дней и трех ночей, апостолы воспевали библейские псалмы возле гроба Пресвятой Девы. И только на третий день они получили истинное и полное успокоение от Образа Святого, представшим им в лице Божией Матери и речи ее. Она востребовала ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения, тело Матери покинуло этот мир, отправляясь к Господу на небеса.

Многие люди могут подумать, что это полный абсурд праздновать день Успения , то есть день, когда скончалась Матерь Божия. Ведь для большинства людей смерть ничто иное, как боль, страдание и печаль. Но истинно верующим людям известна истина: смерть — это лишь начало вечной жизни. Только после упокоения начинается настоящая, счастливая жизнь на небесах, рядом с Господом нашим. Христиане знают, что не кончина несет за собой страдание, а поступки, что сотворяют люди, живя на земле.

Праздник Успение Пресвятой Богородицы дает нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь — это лишь тяжелый, но вынужденный путь, для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы — это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаем истинное счастье. Мы желаем вам отличного настроения, крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и