В армении празднуют рождество христово. В армении празднуют рождество христово Когда отмечают рождество в армении

Общеизвестно, что армяне с большим трепетом относятся к своим традициям. Будучи древней христианской нацией, чем армяне также очень гордятся, они конечно же соблюдают все церковные праздники, среди которых Рождество занимает свое особое место. Празднование длится не один день и сопровождается многочисленными ритуалами, корнями уходящими в многовековую христианскую историю страны.

Непосредственно праздник Рождества Христова в Армении отмечается 6 января — на день раньше, чем принято в православной традиции, что также имеет историческое обоснование. До 5 века Рождество Христово и Крещение во многих христианских странах традиционно отмечалось в одно и тоже время – в ночь с 5 на 6 января. Однако со временем некоторые христианские конфессии изменили этот обычай, основав два разных праздника. Армянская же апостольская церковь (ААЦ) сохранила верность первохристианской традиции. Совместный праздник Рождества Христова и Крещения имеет общее название – Богоявление. В Армении праздник Богоявления также называют «малой Пасхой».

Канун Рождества называется «Чрагалуйц» (возжигание лампад) и отмечается, соответственно, 5 января. Вечером в церквях служат Литургию, а верующие приносят из храма в дом рождественский огонь, символизирующий свет Вифлеемской звезды, который указал волхвам дорогу к младенцу Христу. Свет тысяч зажженых свечей и лампад делает праздник Рождества светлым во всех смыслах слова.

Утром 6-го января в церквях проводится уже Рождественская литургия, после которой проходит обряд Водоосвящения, символизирующий Крещение Христово в реке Иордан. Воду освящают священным миром, молитвой и крестом и раздают прихожанам. Считается, что крещенская вода обладает целебными свойствами.


Обряд Водоосвящения

Самое пышное и многолюдное богослужение проходит в древнейшем монастыре Армении Эчмиадзине (дословно «Место сошествия Единородного»). Храм был построен сразу после принятия Арменией христианства при царе Трдате III в 301-303 гг. Именно здесь до недавних пор располагалась резиденция Католикоса всех армян, которую впоследствии перенесли в Ереван. Тем не менее, Эчмиадзин со своими многочисленными храмами, семинариями, да и просто по старой памяти все еще остается главным духовным центром Армении.

Как и в католическом, и в православном мире Рождество в Армении – праздник семейный. И как все такие праздники не обходится и без специального меню, которое включает в обязательном порядке рыбу (древний символ христианства) и сладкий плов с изюмом и сухофруктами (рис – символ всего человечества, изюм – символ избранных). Также обязательным атрибутом рождественского стола является красное сухое вино. В некоторых семьях принято подавать толму в виноградных листьях и закуски из зелени, в частности — шпината.

В этот светлый для всех верующих день принято собираться в узком кругу самых близких и родных и проводить вместе теплый тихий вечер, часто поминая недавно покинувших бренный мир родственников. Уже завтра, 7 января, в армянской церкви будут служить литургию поминовения усопших и совершать обряд панихиды для успокоения душ почивших. В этот день, согласно традиции, надо навестить могилы близких.

Фоторепортаж: вечерняя Литургия (Чрагалуйц), Кафедральный собор святого Григория Просветителя, Ереван, 5 января 2016

1 of 9

Примечательно, что в христианском мире только армяне отмечают Рождество, Богоявление и Крещение в один день - 6 января. Известно, что до 4-ого века, все христиане отмечали праздник именно в этот день. Но так как 25 декабря солнцепоклонники издревле широко отмечали третий день после зимнего солнцестояния, то после принятия христианства в 336 году, Римская католическая церковь приняла указ о праздновании в этот день Рождества Христова, чтобы искоренить языческий праздник.

Так католики начали праздновать Рождество Христа 25 декабря, а 6 января остался днем празднования его Крещения.

Вечером накануне праздника Святого Рождества, во всех церквях служат литургию «Чракалуйц» (Ճրագալույց) – литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечи и несут их домой для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова.

На следующее утро, 6 января, проходит Рождественская литургия. Далее начинается праздник Крещения с церемонией освящения воды. В воду добавляется Святое миро, вода благословляется молитвой. Согласно традиции, после службы верующие несут в свои дома немного освященной воды. Вода именуется крещенской и является целебным средством для больных, она обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду хранят и относятся к ней как к великой святыне.

Согласно канонам Армянской церкви, неделя предшествующая Рождеству, считается периодом поста. Она начинается вечером 29 декабря и завершается вечером 5 января за рождественским столом.

Что касается праздничного меню, то в этот день у армян принято готовить сразу несколько блюд: сладкий плов из риса, кураги и изюма, блюда из зелени и рыбу, и на десерт - гату. Обязательным является наличие на рождественском столе красного вина.

Присутствие на столе всех этих блюд не случайно, ведь каждый из них имеет свое предназначение. Рис - символизирует народ, изюм и курага – избранников Бога, которые проповедовали в народе веру Господню. Рыба еще с древних времен являлась символом христиан и отличала их от последователей других религий. Красное вино символизирует кровь Иисуса Христа, а круглая традиционная гата разделяется на 12 кусков, символизируя 12 месяцев года.

Последующий Рождеству день в Армении вспоминают усопших. Испокон веков Мерелоц (Մեռելոց) был задуман для того, чтобы покойники также оставались частью святого праздника.

Քրիստոս ծնավ և հայտնեցավ Մեզ և Ձեզ մեծ ավետիս.

Շնորհավոր Սուրբ Ծնունդ

С Рождеством Христовым!

Рождество для верующих христиан – особый праздник, вселяющий надежду и веру. Сегодня во всех армянских храмах по всему миру зажглись свечи, предвещающие Светлый праздник Рождества Христова.

Праздник Рождества Христова в Армении начинается с вечера 5 января: служится Святая Литургия и зажигаются свечи, а утром 6 января совершается обряд освящения воды - в память Крещения Иисуса.

"Это совершенно особое чувство, когда ты начинаешь жизнь с нуля в день Рождества Христова", - признается Анжела.

Верующие христиане перед Рождеством соблюдают небольшой Пост, который требует не только силы воли в период новогодних праздников, но и духовной стойкости. Пост начинается 30 декабря и заканчивается 5 января.

"Это период очищения и переосмысления прожитого года: своих поступков, мыслей. Нужно уметь ограничивать себя в каких-то вещах, отказаться от привычного, чтобы больше сосредоточиться на душе. К примеру, в период Поста я не посещаю увеселительные мероприятия, не смотрю развлекательные передачи, не слушаю музыку. До этого не могла себе и представить, что можно без всего этого жить. Но во время Поста приходит очищение, и 6 января предстаешь без мирских забот, груза", - говорит Анжела, соблюдающая Рождественский Пост уже не первый год.

Вечерняя литургия в армянских храмах по всему миру оповещает о Сочельнике Богоявления. Церкви освещаются светом лампад и свечей, а вокруг стоит благовоние церковной свечи, символизирующей свет Вифлеемской звезды, указавшей волхвам дорогу к младенцу Христу.

Бабушка Анаид с внуками всегда с трепетом ждет Рождества, ведь это ее самый любимый праздник в году. "Дети любят ходить со мной в церковь, для них это некое таинство. Для меня же это особый день, начало нового этапа. Приходит чувство духовного очищения и умиротворения", - говорит она.

В этот день в церквях много народу. Люди идут в храмы за Божьим светом, зажигают свечи и приносят их в дом, веря то, что благословенный огонь принесет им удачу и сбережет от зла. Ведь Рождество знаменует собой духовное возрождение.

"Армянская Апостольская церковь осталась верна старым традициям и продолжила отмечать Рождество Христово 6 января. До 336 г. все церкви отмечали праздник именно в этот день, но затем ситуация изменилась. Произошел раскол во взглядах и католическая церковь стала отмечать Рождество 25 декабря. В период язычества же в этот день отмечали праздник Бога Солнца", - рассказывает духовный пастырь церкви Святого Саркиса Араратской епархии, иерей Петрос Малян.

По словам священнослужителя, в духовном смысле празднование Рождества не претерпело никаких изменений.

"Все отмечается также как и тысячелетия назад. Изменилось многое за дверью церкви. Для людей более значимым стал Новый год, нежели Рождество", - говорит иерей Петрос Малян.

На следующий день, уже 6 января служится обряд освящения воды (на армянском - джурорнерк). Освященную в храме воду прихожане забирают домой, веря в ее чудотворную силу. Этой водой смачивают углы комнат, ведь существует поверье, что святая вода изгоняет злых духов, а также исцеляет от телесных и душевных недугов.

После всех ритуалов, хозяйки накрывают домашний рождественский стол. Он должен быть очень простым, ведь им завершается пост. В этот день принято готовить рыбу, плов с изюмом и сухофруктами. Известно, что рис олицетворяет человечество, а изюм - избранных, которых выбрал Бог для продолжения своего дела.

Лаура Саркисян, Sputnik

Армянская апостольская церковь – единственная среди христианских церквей – отмечает 6 января праздник Рождества Христова одновременно с Крещением. Название праздника – Богоявление.

Глава Армянской апостольская церкви католикос всех армян Гарегин II возглавит в кафедральном соборе Эчмиадзина (монастырь в городе Вагаршапате, резиденция католикоса) торжественную рождественскую литургию. На богослужении будут присутствовать руководители страны, члены правительства, депутаты, аккредитованные в Ереване послы, политические деятели и прихожане.

«Только Армянская церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день. Другие церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря или 7 января, а Крещение – 6 или 19 января», – сообщили РИА «Новости» в пресс-канцелярии Эчмиадзина.

Все христиане до IV века праздновали Рождество 6 января. Согласно Ветхому Завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста, и в древние времена церковь отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос начал проповедовать в 30 лет и после крещения.

Однако даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу. Чтобы устранить языческие обычаи, в 336 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа.

Праздник Рождества и Богоявления – это день прихода в мир, то есть явления Иисуса Христа. Он начинается вечером 5 января, так как церковный день сменяется после вечернего богослужения.

6 января, после рождественской литургии, совершается Водоосвящение, которое символизирует крещение Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и миром, после этого ее раздают присутствующим. На следующий день в армянской церкви служат литургию поминовения усопших, совершается обряд панихиды для успокоения душ почивших.

Рождество для верующих христиан – особый праздник, вселяющий надежду и веру. Сегодня во всех армянских храмах по всему миру зажглись свечи, предвещающие Светлый праздник Рождества Христова.

Праздник Рождества Христова в Армении начинается с вечера 5 января: служится Святая Литургия и зажигаются свечи, а утром 6 января совершается обряд освящения воды - в память Крещения Иисуса.

"Это совершенно особое чувство, когда ты начинаешь жизнь с нуля в день Рождества Христова", - признается Анжела.

Верующие христиане перед Рождеством соблюдают небольшой Пост, который требует не только силы воли в период новогодних праздников, но и духовной стойкости. Пост начинается 30 декабря и заканчивается 5 января.

"Это период очищения и переосмысления прожитого года: своих поступков, мыслей. Нужно уметь ограничивать себя в каких-то вещах, отказаться от привычного, чтобы больше сосредоточиться на душе. К примеру, в период Поста я не посещаю увеселительные мероприятия, не смотрю развлекательные передачи, не слушаю музыку. До этого не могла себе и представить, что можно без всего этого жить. Но во время Поста приходит очищение, и 6 января предстаешь без мирских забот, груза", - говорит Анжела, соблюдающая Рождественский Пост уже не первый год.

Вечерняя литургия в армянских храмах по всему миру оповещает о Сочельнике Богоявления. Церкви освещаются светом лампад и свечей, а вокруг стоит благовоние церковной свечи, символизирующей свет Вифлеемской звезды, указавшей волхвам дорогу к младенцу Христу.

Бабушка Анаид с внуками всегда с трепетом ждет Рождества, ведь это ее самый любимый праздник в году. "Дети любят ходить со мной в церковь, для них это некое таинство. Для меня же это особый день, начало нового этапа. Приходит чувство духовного очищения и умиротворения", - говорит она.

В этот день в церквях много народу. Люди идут в храмы за Божьим светом, зажигают свечи и приносят их в дом, веря то, что благословенный огонь принесет им удачу и сбережет от зла. Ведь Рождество знаменует собой духовное возрождение.

"Армянская Апостольская церковь осталась верна старым традициям и продолжила отмечать Рождество Христово 6 января. До 336 г. все церкви отмечали праздник именно в этот день, но затем ситуация изменилась. Произошел раскол во взглядах и католическая церковь стала отмечать Рождество 25 декабря. В период язычества же в этот день отмечали праздник Бога Солнца", - рассказывает духовный пастырь церкви Святого Саркиса Араратской епархии, иерей Петрос Малян.

По словам священнослужителя, в духовном смысле празднование Рождества не претерпело никаких изменений.

"Все отмечается также как и тысячелетия назад. Изменилось многое за дверью церкви. Для людей более значимым стал Новый год, нежели Рождество", - говорит иерей Петрос Малян.

На следующий день, уже 6 января служится обряд освящения воды (на армянском - джурорнерк). Освященную в храме воду прихожане забирают домой, веря в ее чудотворную силу. Этой водой смачивают углы комнат, ведь существует поверье, что святая вода изгоняет злых духов, а также исцеляет от телесных и душевных недугов.

После всех ритуалов, хозяйки накрывают домашний рождественский стол. Он должен быть очень простым, ведь им завершается пост. В этот день принято готовить рыбу, плов с изюмом и сухофруктами. Известно, что рис олицетворяет человечество, а изюм - избранных, которых выбрал Бог для продолжения своего дела.

Лаура Саркисян, Sputnik