Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Недетское дело - война»
Ведущий 1
Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка?
Ведущий 2
И сам ответил: слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит. Всего одна слезинка...
(«Священная война»: звучат первые строки)
Ведущий 1
Война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, лишения, потери родных и близких.
Ведущий 2
Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их. Огромное кровавое колесо, запущенное фашистами, уничтожило надежды и мечты, желания и стремления, жизни миллионов детей.
ТАНЕЦ С ПОЛОТНАМИ
Чтец 1Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтанов радости не брызнет На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей Над взрослыми серьезными людьми, И в чём-то человечество отстанет, И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают, Хлеба растят и строят города, Кто землю по-хозяйски обживают Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела, На много поколений недород, И грусть с надеждой, как в лесу горелом: Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше, А в Ленинграде – каменный Цветок, Чтоб в памяти людей остался дольше Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней - Кровавый след коричневой чумы. Их мертвые глазёнки с укоризной Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни, Из бликов пискаревского огня: "Неужто память жгучая остынет? Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике, В предсмертном зове милых мам своих... О, матери стран малых и великих! Услышьте их и помните о них!
Ведущий 1
Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».
Чтец 2
Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей.
Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слёз удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик,
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико.
Родной закручинился кров…
На блюде забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.
Ведущий 2
Вспомним благодарно и свято всех, чьё детство и юность опалены самой страшной в истории человечества войной, чьё детство, выпавшее на 1941-1945 годы, не состоялось; кто, прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса…
Ведущий 1
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящики, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки.
Ведущий 2
Как получали от погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.
Чтец 3 А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Была земля и жёсткой, и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ведущий 1
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели.
Ведущий 2
В тяжкое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Чтец 4
Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И чёрного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.
Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели,
Какие, пожалуй, не снились отцам.
Ведущий 1
Сутками трудились ребята на заводах и фабриках, делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, собирали противогазы. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки, девочки вязали теплые вещи: варежки, носки, шарфы.
Ведущий 2
Ребята помогали раненым в госпиталях, ставили спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.
1-й мальчик
Сорок трудный год. Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
Санитарка:
«Господи, до чего же артисты маленькие»
1-ая девочка
Мы идем коридорами длинными,
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, мандолинами
И большими пачками книг.
1-ый мальчик Что в программе?
2-ая и 3-ья девочки
В программе чтение,
Пара песен военных, правильных.
1-ая девочка
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением.
2-ой мальчик
Двое здесь.
Майор артиллерии с ампутированной ногой.
В сумасшедшем бою под Ельней
На себя принявший огонь.
На пришедших глядит он весело.
2-ая девочка
И другой, до бровей забинтованный,
Капитан, таранивший «мессера»
Три недели назад под Ростовом.
3-ья девочка
Мы вошли, мы стоим в молчании.
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
Объявляет:
1-ый мальчик Начало концерта!
1-ая девочка
А за ним, не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О народной поем, о священной,
Так, как мы ее понимаем.
Песня «Священная война»
2-ой мальчик
В ней Чапаев сражается заново,
Краснозвездные мчатся танки,
В ней шагают наши в атаке,
А фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится.
В ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться,
Нравится нам такая война!
1-ая девочка Мы поем…
1-ый мальчик
А в нем укор:
«Погодите, постойте, хлопчики,
Погодите, умер майор»
2-ая девочка
Балалайка всплеснула горестно,
Торопливо, будто в бреду.
Санитарка
Вот и всё о концерте в госпитале
В том году.
Ведущий 2
Война не щадила никого. Все силы были брошены на борьбу с врагом. Повзрослевшие защитники Родины из счастливого детства шагнули в смерть… Юные, красивые, полные надежд...
Чтец 5 Ю. Друнина «Баллада о десанте»
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был...
Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -
В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь...
А три парашюта, а три парашюта
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку -
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Бессмысленной гибели нету на свете -
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды...
1 М Уходили мальчики – на плечах шинели.
2 М Уходили мальчики – храбро песни пели.
3 М Отступали мальчики пыльными степями.
4 М Умирали мальчики – где, не знали сами.
1М Попадали мальчики в страшные бараки,
2 М Догоняли мальчиков лютые собаки.
3 М Не хотели мальчики поддаваться страху,
4 М Поднимались мальчики по свистку в атаку.
1 М Повидали мальчики – храбрые солдаты –
2 М Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.
3 М Показали мальчики за четыре года,
4 М Кто такие мальчики нашего народа!
Ведущий 1
Блокада… Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Ведущий 2
«Ленинградские дети»…
Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
Ведущий 1
В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода.
Ведущий 2
У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Чтец 6
Девчонка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.
(Музыка)
Чтец 7 Мечты блокадного мальчишкиНа окнах – надоевшие кресты...
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты
Ведут меня по дедовому саду.
Так хочется дотронуться рукой До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!
Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!
Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть – взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба! (Музыка)
«БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала... Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала... ни одна крошечка...
Чтец 8
Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,
Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.
Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково-
Небольшое село на краю новгородской земли.
Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года
Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав -
Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,
Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.
Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,
Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,
Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,
И над их поездами нависнут машины с крестами?..
Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,
только дети бегут от вагонов - десятки детей!..
Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,
Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.
И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,
И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,
И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,
И кровавились детскою плотью земля и кусты.
Ведущий 1
Бесчисленные злодеяния творились на земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
Ведущий 2
Освенцим, Треблинка, Бухенвальд, Дахау, Малый Тростенец, Саласпилс. Жестокие издевательства, непосильный физический труд, болезни, истощение, бесчеловечные медицинские опыты, смерть...
(«Бухенвальдский набат»)
Чтец 9
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это - было!
Мужчины мучили детей!
ТАНЕЦ «Заключённые»
Чтец 10
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
"Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц – на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
(Музыка)
Чтец 11
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...
ТАНЕЦ «Мать и дитя»
Чтец 12 Много нынче в памяти потухло, а живет безделица, пустяк: девочкой потерянная кукла
Над платформой пар от паровозов низко плыл, в равнину уходя... Теплый дождь шушукался в березах, но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку, молча шли, без света и воды, полные внезапной и жестокой, горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила и рвалась из материнских рук,- показалась ей такой красивой и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки, и толпа, к посадке торопясь, куклу затоптала у теплушки в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит, и разлуки не поймет она... Так хоть этой крохотной потерей дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться: это не игрушка, не пустяк,- это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях.
Ведущий 1
Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колена перед памятью павших,
Ведущий 2
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
(лирическая музыка, все чтецы на сцене, после своего воспоминания уходят )
"А я все равно хочу маму..." (девочка)
В сорок первом...
Я окончила первый класс, и родители отвезли меня на лето в пионерский лагерь под Минском. Приехала, один раз искупалась, а через два дня – война. Нас начали отправлять из лагеря. Посадили в поезд и повезли. Летали немецкие самолеты, а мы кричали: "Ура!" То, что это могут быть чужие самолеты, мы не понимали. Пока они не стали бомбить... Тогда исчезли все краски... Все цвета... Появилось впервые слово "смерть", все стали говорить это непонятное слово. А мамы и папы нет рядом...
"Жить хочу! Жить хочу!.." (мальчик)
От этих зрелищ, от этих огней... Это – мое богатство... Это – роскошь, то, что я пережил...
Рвутся бомбы, а я цепляюсь за старшего брата: "Жить хочу! Жить хочу!" Боялся умереть, хотя, что я мог тогда знать о смерти? Ну что?
Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Мы знали, что картошины эти последние. Я хотел ей оставить... маленький кусочек... И не смог. Брат тоже не смог... Нам было стыдно. Ужасно стыдно.
Война – это мой учебник истории. Мое одиночество... Я пропустил время детства, оно выпало из моей жизни. Я человек без детства, вместо детства у меня была война.
"На кладбище покойники лежали наверху... Как будто еще раз убитые..." (мальчик)
Черное небо...
Черные толстые самолеты... Они гудят низко. Над самой землей. Это – война. Как я помню... Помню отдельными проблесками...
Нас бомбили, а мы прятались в саду за старыми яблонями. Все пятеро. У меня было еще четверо братиков, самому старшему – десять лет.
Сожгли нашу деревню. Разбомбили деревенское кладбище. Прибежали люди туда: покойники лежали наверху... Они лежали, как будто еще раз убитые... Наш дедушка лежал, который недавно умер. Их опять хоронили...
И в войну, и после войны мы играли "в войну". Надевали на головы солдатские каски, наши и немецкие, каски валялись всюду: в лесу, на полях. Никто не хотел быть немцем, из-за этого мы даже дрались. Играли в настоящих блиндажах и окопах. Сражались на палках, бросались в рукопашную. А матери качали головами, им не нравилось. Плакали.
Мы удивлялись, потому что раньше... До войны они нас за это не ругали...
"Просим: можно облизать?.." (девочка)
Взрослые плачут: война, а мы не испугались. Мы часто играли "в войну", и это слово было нам очень хорошо знакомо. Я удивлялась, почему мама всю ночь рыдает. Только позже поняла...
Мы ели... воду... Придет время обеда, мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. И мы ее разливаем по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Белой горячей воды, зимой и закрасить ее нечем. Даже травы нет. Помню солнечный день такой, ветер гонит паутину. Горит наша деревня, горит наш дом. Мы вышли из лесу. Маленькие дети кричат: "Костер! Костер! Красиво!" А все остальные плачут, мама плачет. Крестится.
Дом сгорел... Мы копались в золе, но там ничего не нашли. Одни вилки обгорелые. Печь как была, так и осталась, там стояла еда - блины драные.
Картофельные драники. Мама вынула сковороду руками: "Ешьте, дети". А есть блины нельзя, дымом пахнут, но ели, потому что ничего, кроме травы, у нас больше не было. Осталась трава и земля.
Сколько лет прошло... А все равно страшно...
"Он висел на веревочке, как ребенок..." (мальчик)Не хочу... Я не хочу даже повторять это слово "война"...
Как пришли немцы, почему-то не помню... Помню, что они уже были, давно были, и вот согнали всех нас, всю деревню. Поставили впереди пулеметы и приказали отвечать, где партизаны, к кому они заходили. Все молчали. Тогда они отсчитали каждого третьего и вывели на расстрел. Расстреляли шесть человек: двух мужчин, двух женщин и двух подростков. И уехали.
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
4:Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно достойны!
5: Хлебом и песней
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
6: Каждой секундой…
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
7: Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
8:Какой ценой завоёвано счастье, -
Пожалуйста, помните!
«Детство, опаленное войной»
(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне,
для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)
Разработала и провела
учитель начальных классов:
Панькова Л.В.
Литературно-музыкальная композиция
«Детство, опаленное войной»
(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне, для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)
Цель: Воспитание патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.
Задачи:
Расширять знания школьников о Великой Отечественной войне; дать возможность прочувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.
Способствовать расширению представлений о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек, и девчонок; вызвать чувство гордости, желание подражать героям, на их примерах учиться стойкости и мужеству; стремиться показать детям, какой нелегкой ценой завоевана Победа.
Рассказать о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.
Привлекать детей к чтению книг о Великой Отечественной войне; содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы.
Оформление:
Рисунки детей о войне, портреты пионеров - героев, выставка книг
Ход праздника:
1 ученик:
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
Звучит фонограмма песни
«Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова.
Ведущий 1:
Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.
2 ученик:
Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, дети, никогда
Об этом не забудем!
Ведущий:2
Дорогие ребята, уважаемые гости! Много лет отделяет нас от Дня Победы в той страшной и тяжёлой войне. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, наравне с взрослыми трудились в тылу.
Ведущий : 1
Сегодня наша литературно-музыкальная композиция о детях Великой Отечественной войны.
Ведущий: 2
Лето 1941 года началось замечательно для многих девчонок и мальчишек. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах.
Сценка: «На солнечной полянке»
На солнечной полянке сидят девочки и мальчики. Слышно пение птиц. Они мечтают о будущем.
Мальчик 1:
Вы знаете, о чём я мечтаю? Я хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи А.Блока
Рождённые в крае глухих
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего…
Мальчик 2:
А я буду врачом.
Девочка 1:
А я буду просто хорошим человеком.
Девочка 2:
Ребята, посмотрите, какая вокруг красота, даже дух захватывает. А тишина то, какая! А зори здесь тихие, тихие. Чистые, чистые, как слёзы…
Ведущий:1
А старшеклассники гуляли на выпускных вечерах.
(Несколько пар танцуют вальс. Музыка заканчивается. Ребята прощаются и расходятся по домам.)
Ведущий: 2
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зелёный сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Ведущий: 1
Плыло небо в светлых точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась ВОЙНА.
«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
Ведущий: 2
На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Тысячи детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.
(Группа мальчиков, маршируя, исполняют песню «Прощание славянки»)
1 ученик :
Сороковые, роковые
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
2 ученик:
Нас не учили, как под танк бросаться,
И вражью амбразуру как закрыть,
И на врага живым тараном мчаться…
Но нас учили Родину любить!
3 ученик:
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!...
Ведущий: 1
Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.
Ведущий: 2
В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей.
Ведущий: 1
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались до конца, пройдя через все жестокие испытания.
Своим детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда.
Сценка «Брат и сестра»
Сестра:
Как холодно и мама не идет
Быть может хлебушка, она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать
Голодной страшно мне идти в кровать
Брат:
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра:
А вот и мамины шаги слышны!
Брат: (строго)
Не вздумай хныкать перед ней,
дай отдохнуть сначала ей.
1 ученик:
В эти дни невеселые
Мы росли во дворах
Годы были нешкольные,
Всюду слезы и страх.
Апельсины, бананчики
Кушать мы не могли -
На очистках картофельных
Все тогда мы росли.
Ведущий:2
Но сколько их не вынесло голода!
И сколько сгорело в огне!
И сколько погибло от холода!
Не выговорить мне.
Не выговорить - нет мочи!
Ленинградских детей число,
Чьи жизни в те чёрные ночи
В те страшные дни унесло.
Ведущий: 1
18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях. Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве доноров, забирая почти всю кровь.
(Фрагмент фильма «Помни имя свое»)
Ведущий: 2
Почти третья часть населения страны жила в условиях жестокой немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, деревни. Расстреливали и сжигали жителей, не жалея ни женщин, ни детей.
Сценка «Бабушка и внук»
(Свет в зале гаснет. Слабый луч прожектора освещает угол сцены. Там окно, рядом табурет и стол, на столе горит свеча. Бабушка и внук, сидят у окна, выглядывают на улицу.)
Внук: Гляди, гляди, бабушка! Танки пошли! Большие какие! И на всех кресты, а ты говорила: «Креста на них нет».
Бабушка: Это по-ихнему «свастика»
Внук: Мотоциклы мчатся…
(Фонограмма - немецкие фразы, визг поросёнка, смех.)
Внук: Бабушка, гляди - фриц за поросёнком гоняется!
Бабушка: (беря внука за руку). Идём со мной, Васятка…
Внук: Куда, бабушка?
Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придёт, как с тобой дальше быть…
Внук: Да что меня прятать, я же маленький…
Бабушка: Поросёнок тоже маленьким был… Идём!
Внук: Не пойду я в сарай!
Бабушка : Не перечь. Вернётся отец, всё расскажу, так и знай.
Внук : Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?
Бабушка: Не знаю.
Внук : А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушёл.
Бабушка : (испуганно). Погубишь всех! Снимай фотографии со стен. (Бабушка и внук снимают со стен фотографии.) А теперь собирайся. Пойдём в сарай, и не перечь бабке.
Внук : Бабушка, родненькая… Всё, что хочешь проси меня… Только не в сарай. Не пойду! Я темноты и мышей боюсь. (Всхлипывает.)
Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью-то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь я за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца - и всё, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чём бы ни спрашивали: об отце, о матери, обо мне, о чём угодно - прикинься немым. (Стук в дверь.) Ой, это к нам. Ноги подкашиваются…
Внук : Это голос Серёжи.
(Входит Серёжа)
Бабушка : Ох и напугал ты нас! Думали, это фашисты пожаловали. Ты что такой весь сине- зелёный? Лица на тебе нет…
Серёжа: Расстреляли, расстреляли!
Внук: Кого расстреляли?
Серёжа: Троих партизан на площади расстреляли. Они, говорят, листовки расклеивали. Фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?
Бабушка: Давайте-ка, ребята, спрячемся в сарае, пока наши не придут.
(Все уходят со сцены)
Ведущий: 1
За время Великой Отечественной войны всего в мире погибло 13млн. детей.
1 ученик:
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас,
Мы - напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь и смерть - и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.
Сколько вас, весёлых и счастливых
По родной земле погребено?
2 ученик:
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад!
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье,
Ты послушай святую минуту молчанья.
(Минута молчания)
Ведущий: 2
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина.
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Во имя Отчизны -
Дети (хором)
- Победа
Во имя живущих
Дети (хором)
- Победа
Во имя грядущих -
Дети (хором)- Победа
Ведущий: 2
9 мая 1945 года наступила долгожданная победа. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Война оставила след почти в каждой семье. Почти 27 млн. своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна…
Группа детей исполняют песню «Победный марш».
Несколько пар детей танцуют вальс.
1 ученик :
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава вам навеки,
От всей земли, от всей Руси!
2 ученик:
Шла война четыре года, много полегло ребят,
Но закончилась победой шесть десятков лет назад.
Шестьдесят пять лет, назад расцветала та весна,
Когда, наконец, прекратилась война!
3 ученик:
Я не знаю про эту войну ничего.
Книгу я прочитаю. Увижу в кино.
Но так трудно сегодня поверить мне,
Что прадедушка мой был убит на войне.
4 ученик:
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Ведущий: 1
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне.
Учителя исполняют песню «Живые помнят»
Ведущий: 2
Нашему поколению людей новой России, дорого будущее планеты, и поэтому наша задача - не допустить новой войны, бороться за мир во всем мире.
1 ученик:
2 ученик: Мир - это главное слово на свете,
3 ученик: Мир - очень нужен нашей планете!
4 ученик : Мир нужен детям!
5 ученик: Мир нужен взрослым!
6 ученик: Мир нужен всем!
Праздник заканчивается исполнением песни «Пусть всегда будет солнце»
Живые помнят о живых,
О тех, кто рядом был когда-то
Легенды сложены о них,
О верных подвигам ребятах.
Все помнит русский наш солдат:
С кем ел из котелка он кашу,
Махоркой, порохом пропахшей.
Об этом трудно вспоминать, -
Да только горя не забудешь
Россию, как родную мать,
Горячим сердцем не остудишь!
Живые помнят о живых…
Сценарий мероприятия «Пионеры – герои»
1. Ведущий
В суровые годы великих сражений
Советские люди планету спасли,
Но шрамы тяжелых военных ранений
Навеки остались на теле земли.
2 .Ведущий
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми сражались и дети.
Герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик
1. Ведущий
В пионерскую организацию принимали школьников в
возрасте от 9 до 14 лет. Вступавший в организацию,
на пионерской линейке давал Торжественное обещание
пионера. В Торжественном обещании были такие слова:
«…перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:
горячо любить свою Родину…». Такое торжественное
обещание дали и пионеры-герои, и каждый на своём
пионерском сборе. И сдержали своё слово, храбро
защищая любимую Родину, борясь с фашистскими
захватчиками наравне со взрослыми.
2 . Ведущий
Представить бы их всех посмертно к ордену,
тех, что сказали твердо как один:
Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,
А Родину за жизнь не отдадим!
1. Ведущий
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Песня «Дети войны»
2 . Ведущий
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу,
Пионеры - и тысячи их,
Кто погиб за страну за свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг,
Где-то рядом пройдешь -
То сними свою шапку, товарищ!
1. Ведущий
Вспомним всех поимённо
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это надо – живым!
Выходит группа учащихся
2 . Ведущий
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово “война”.
Чтоб дойти до тебя, 45-й
Сквозь лишения, боль и беду
Уходили из детства ребята
В сорок первом году...
Зина Портнова
1. Ведущий
Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик
Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.
Валя Котик
2 . Ведущий
Однажды, выполняя задание, Марат встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.
Марат Казей
1. Ведущий
Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистcкого зверя
В чинах генеральских подбил.
Леня Голиков
Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»
2 . Ведущий
Когда над страной гроза прогремела,
Когда от пожаров земля пылала,
Рядом с отцами сражались смело
Ровесники наши в галстуках алых!
Группа ребят рассказывает о пионерах-героях
1. Ведущий
Жил в Ростове Витя Черевичкин,
В школе он отлично успевал
И в свободный час всегда обычно
Голубей любимых выпускал.
Рассказ о Вите Черевичкине
2 . Ведущий
Помним мы юных,
Горды их делами,
Память о них не сотрут года.
Все пионеры-герои с нами,
В нашем строю навсегда!
Песня «Все о той весне»
1 . Ведущий
Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.
2 . Ведущий
Юные герои! Сколько их было, боровшихся за свободу родной земли, отдавших за это жизнь. Разве про все расскажешь?
Свято берегите память о них, старайтесь быть похожими на них.
1 . Ведущий
А ведь для этих героев учрежден специальный день
8 февраля отмечается день юного героя-антифашиста, который был утвержден Ассамблеей ООН. В 1964 году юные интернационалисты Москвы написали обращение к детям всех стран считать 8 февраля традиционным днем памяти юных героев, погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери(1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля(1963), советских молодогвардейцев(1943) Олега Кошевого, Любови Шевцовой, Дмитрия Огурцова, Виктора Субботина, Семена Остапенко, растрелянных нацистами. Все они были убиты в разные годы, но в один день.
«Гаврош»
2 . Ведущий
Юные, безусые герои,
Перед вашим, вдруг ожившим строем,
Мы сегодня мысленно идем!
И в руках у нас не автоматы,
А цветы - весенний дар земли.
Той земли, которую когда - то
Защитили, сберегли солдаты,
чтоб весной на ней цветы цвели!
1 . Ведущий
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
2 . Ведущий
Фашизм - это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. И если на вашем пути встретится это зло, мы надеемся, что вы выберете верный путь и пойдёте правильной дорогой.
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что бредёте войной наугад.
До свидания, девочки! Девочки!
Постарайтесь вернуться назад! (Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»).
Звучит 1 куплет песни «Огонёк» (автор слов М. Исаковский, композитор неизвестен).
1-ый чтец (мальчик).
…И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты - косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу… (М. Гриезане. «Обелиски»).
Звучит (фоном) песня «Катюша» (автор слов М. Исаковский, композитор М. Блантер).
2-ой ведущий.
1941 год. Один из гитлеровских генералов так докладывал в ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: «Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточенных боев».
Звучит громко песня «Катюша» до конца 1-го куплета.
2-ой чтец (девочка).
Вокзал был тихим,
Маленьким и грустным.
Жевали с хрустом лошади овес.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колес.
И к полустанку выплыли теплушки.
Березы у перрона встали в строй.
И запоздало охнула частушка,
Наполненная болью и тоской:
Милый едет воевать,
Надел рубашку белую.
Я все время буду ждать,
Изменушки не сделаю.
И лопнуло мгновенно напряженье,
Хлестнуло в сердце жарким и тугим,
- Женя!
А как же мы… Себя побереги! -
А он пошел, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землякам,
И сыновья с ним рядышком босые
По-взрослому шагали по бокам.
А женщина осталась небольшая, -
С нее печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит
И все платка не может отыскать.
И в толкотне ей удалось всмотреться -
Целует муж заплаканных ребят…
И сквозь поселок, словно через сердце,
Ушел состав в пылающий закат. (В. Соловьев. «Полустанок»).
Звучит припев песни «Эх, дороги» (автор слов Л. Ошанин, композитор А. Новиков).
1-ый ведущий.
Из письма Михаила Евдокимовича Ревы, жене. Письмо с фронта. «…Прошу тебя, Анна, не плакать. На мою долю выпало большое счастье - защищать город Ленина. Большего счастья не надо, только бы мы увиделись с тобой. Если надо будет отдать жизнь во имя поставленной командованием задачи, я отдам ее с гордостью. К вам в Донбасс движется банда Гитлера. Если ты не сможешь эвакуироваться, то поезжай к моим родным и делай хотя бы что-нибудь на пользу нашей армии. Береги нашего сына. Целую тебя и сына. Михаил».
3-ий чтец (мальчик).
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
4-ый чтец (мальчик).
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт.
Жди, когда уж надоест тем,
Кто вместе ждёт.
5-ый чтец (мальчик).
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра тем,
Кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин души.
Жди, и с ними за одно выпить не спеши.
6-ой чтец (мальчик).
Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло!»
Не понять не ждавшим им, как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил будем знать только мы с тобой.
Просто ты умела ждать как никто другой. (К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»).
Звучит 1-ый куплет песни «В землянке» (автор слов А. Сурков, композитор К Листов).
2-ой ведущий.
Ленинград. Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада. Только в декабре от голода умерло 53 тыс. человек. В январе –феврале еще больше. Несмотря на это, осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки. За этот период было изготовлено: 95 тыс.корпусов снарядов и мин.; 380 тыс. гранат; 435 тыс. взрывателей.
Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить. Из сводок того времени, публикуемых в газетах Осенью 1942 г. Сталинградскому, Донскому, Юго-Западному фронтам было отправлено: валенок - 41 тыс. пар; полушубков - 19 тыс.; стеганых фуфаек и шаровар - 112 тыс.; рукавиц и шерстяных носков - 52 тыс. пар; шапок-ушанок - 42 тыс.
1-ый ведущий.
Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая-дядя Леша. мама - 15 мая». А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
1-ый чтец.
Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат. (И. Дашков. «Победа»).
2-ой чтец.
Давно закончилась война,
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, -
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
3-ий чтец.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
4-ый чтец.
В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.
5-ый чтец.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну -
В тылу иль на полях сражений, -
Принес победную весну, -
Поклон и память поколений. (С. Кочурова).
Звучит 1-ый куплет и припев песни «Одна победа» (автор слов и композитор Б. Окуджава).
6-ой чтец.
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили! (Р. Рождественский «Реквием»)