Распространение на колхозников пенсионного обеспечения. Миф: Колхозникам не платили пенсий

Часть 4 В начале 1960-х годов пенсионным обеспечением оказалась охвачена последняя категория советских граждан - колхозники. Почти 30 лет, до 1990 года, система оставалась более или менее стабильной. А эффект от реформы 1990 года страна почувствовать не успела - СССР приказал долго жить. СЕРГЕЙ СЕЛЕЕВ Неравенство крестьян С середины 1930-х годов все колхозы получили возможность на свое усмотрение направлять часть прибыли на выплату пенсий старым колхозникам. Большинство хозяйств общим собранием такое решение, конечно, приняли. Но к началу 1960-х возник большой разрыв между суммами пенсионных выплат в колхозах-миллионерах и отстающих хозяйствах. В 1962 году НИИ труда организовал выборочное анкетирование колхозников в нескольких областях РСФСР, по итогам которого было установлено, что размеры отчислений на поддержку престарелых колхозников и сами размеры пенсий отличаются в зависимости от колхоза в разы. «В Ульяновской области колхоз им. Куйбышева отчислял в фонд помощи престарелым и нетрудоспособным 3,16% валового дохода, колхоз им. Кирова - 2,51%, колхоз „Россия“ - 2,10%, колхоз „Волга“ - 1,30%, колхоз „Советская Россия“ - 3,10%», - говорится в отчете. Однако более крупная доля отчислений не всегда соответствовала более высокому уровню пенсий. Например, в колхозе «Советская Россия» перечисляли в фонд помощи в 1,5 раза больше, чем в колхозе «Россия», а размер пенсии в первом случае был в 1,8 раза меньше. Это объяснялось тем, что в «Советской России» отношение размера фонда к численности престарелых было в полтора раза меньше, чем в колхозе «Россия». В некоторых колхозах пенсионные выплаты полагались только тем его членам, которые не имели родственников, способных их содержать. За всеобщее обеспечение колхозников пенсиями по старости особенно рьяно выступал Никита Хрущев. «Пришло время все дело пенсионного обеспечения колхозников поставить на более прочную основу, создать такие условия, при которых каждый честный сельский труженик в старости смог бы регулярно получать пенсию», - говорил он «Правде» в 1964 году, когда принимался закон о пенсиях для колхозников. Но пенсии для крестьян вводились с боем. Причем сопротивлялись, как ни странно, и сами колхозники. «Знаменитый председатель колхоза „Большевик“ А. В. Горшков, депутат от Гусь-Хрустального избирательного округа Владимирской области , прямо заявил, что, „вводя пенсионное обеспечение колхозников, необходимо с самого начала предупредить развитие у отдельных колхозов иждивенческих настроений“. Еще более жестко выступил председатель колхоза села Калиновка Курской области В. В. Грачев. По его мнению, следовало установить какой-то срок, может быть, три года, и предупредить колхозников отстающих артелей, что если за этот срок они не поднимут общественное хозяйство, то могут лишиться права на пенсию», - сообщает историк Ольга Капустина . Тем не менее всеобщее пенсионное обеспечение колхозников было введено. Чтобы избежать сезонных или годовых колебаний заработной платы, закон предполагал «исчисление размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за работу в колхозе в течение любых пяти лет подряд из последних 15 лет перед обращением за пенсией к бюджету». Были и республиканские отличия: для колхозников в Прибалтике стаж работы в колхозе, минимально необходимый для начисления пенсии, составлял всего 14 лет. Докажи, что ты колхозник Начисление пенсии происходило после подтверждения рабочего стажа колхозника. А вот здесь начинались сложности. Архивы многих колхозов были уничтожены во время войны или ликвидированы во время укрупнения. «Для подтверждения стажа работы колхозники должны были приводить свидетелей, работавших с ними в одном хозяйстве в один период, - утверждает историк Капустина. - Для пенсионного обеспечения только в колхозах Владимирской области, по данным на 1 ноября 1965 года, было опрошено более 60 тыс. свидетелей. Иногда в состав колхозных советов, оформлявших пенсии, входили малограмотные люди, которые портили государственные бланки и допускали серьезные ошибки при опросе свидетелей: опрашивали лиц, которые совместно с заявителем не трудились или в период совместной работы были несовершеннолетними. Поэтому в Калужском районе Калужской области из 600 пенсионных дел, подготовленных советами, при проверке сотрудниками Министерства социального обеспечения ошибки были обнаружены в 460». Еще одной проблемой было то, что во многих колхозах новая государственная пенсия была значительно ниже старой колхозной. «В Оренбургской области , Краснодарском, Ставропольском краях, а также в ряде других областей в экономически сильных колхозах размеры пенсий были выше не только минимальных размеров, но и пенсий, исчисленных по настоящему закону из заработка», - констатировала Лидия Лыкова, министр соцобеспечения РСФСР в 1961-1967 годах. Были установлены льготы для колхозных активистов, которые организовывали первые колхозы. Это подавалось как «дань глубокого уважения и благодарности тем, кто своим трудом закладывал фундамент нового социалистического порядка». А вот пенсионное обеспечение бывших колхозников, которые по каким-то причинам вышли из колхоза до наступления пенсионного возраста, хотя и выработали необходимый трудовой стаж, было введено только с 1 января 1980 года. Так или иначе, за счет колхозников общее количество пенсионеров значительно увеличилось. Отчисления в пенсионный фонд делали все организации, и колхозы были вынуждены все время увеличивать процент отчислений. «Колхозы первоначально перечисляли в фонд 4% валового дохода, с 1971 года - 5%, а с 1978 года - уже 6%, - отмечает экономист Ольга Халтурина. - Если предприятие своевременно не вносило взносы на социальное страхование, необходимые средства дотировались из государственного бюджета, так что пенсии выплачивались своевременно и в полном объеме». Одновременно с расширением пенсионных категорий вводились различные льготы. Например, в 1967 году оформление льготных пенсий было дозволено гражданам, осваивающим северные территории. Пенсионное обеспечение полагалось при выработке 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях. Реформа 1990 года Рост числа пенсионеров и введение новых льгот для различных категорий граждан, например для учителей, привел к значительному снижению обеспеченности пенсионного фонда финансовыми ресурсами. Поэтому Совет министров СССР последовательно увеличивал тарифы страховых взносов, а незадолго до распада Советского Союза была проведена очередная пенсионная реформа. В мае 1990 года был принят закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», гарантировавший всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение путем предоставления пенсии. Документ выделял два вида пенсий: трудовые (к которым относились пенсии по возрасту или старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные. «Возраст выхода на пенсию не был изменен, однако претерпела изменения система исчисления размера пенсий, - рассказывает экономист Алексей Пудовкин. - Притом что был сохранен принцип минимального и максимального коэффициентов замещения, сам порядок расчета пенсии был изменен». Основным критерием, определяющим размер пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка, подчеркивает Пудовкин. Минимальная пенсия по старости составляла 55% заработка, при этом за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный относительный размер пенсии был зафиксирован на уровне 75% заработка. По мнению экономиста, поскольку «с ростом стажа происходил и рост зарплаты, что логично, учитывая карьерный рост и приобретение с трудовым стажем дополнительного опыта и навыков, то можно сказать, что пенсионная система образца 1990 года создавала больше стимулов к активному труду, нежели пенсионная система, существовавшая ранее». К концу существования СССР пенсионная система начала постепенно отходить от уравнительного принципа начисления пенсии. Главным новшеством реформы стало учреждение 15 августа 1990 года Пенсионного фонда СССР. Средства Пенсионного фонда были исключены из госбюджета, а сам он должен был управлять пенсионными средствами. Важным нововведением стало появление добровольного пенсионного страхования. Работники могли заключать договор добровольного пенсионного страхования и вносить средства в счет накопительной части будущей пенсии. Дополнительные пенсии планировалось выплачивать из страхового фонда Госстраха СССР. Половина этой доплаты формировалась за счет работника, а вторая половина - за счет государственного бюджета. При этом организации могли возмещать уплаченные работникам взносы по добровольному страхованию. Получается, что пенсионная система, сочетавшая принципы обязательного и добровольного пенсионного страхования, была реализована еще в СССР и досталась новой России со всеми своими достоинствами и недостатками. Оценить все плюсы и минусы новой системы страна не успела. «Плановая экономика в 1991 году откровенно затрещала по швам, скрытая инфляция после распада СССР обернулась гиперинфляционным шоком в 1992-м, пенсии стремительно обесценивались, никакие льготы и полумеры не могли спасти стариков от нищеты, - вспоминает Максим Кваша , экономический редактор журнала „Деньги“, в 90-е - сотрудник Рабочего центра экономических реформ. - Что же касается кардинального обновления пенсионной системы, то даже попытки его обсуждения наталкивались на необходимость решения более срочных задач. Лишь в начале нулевых властям удалось реализовать новую пенсионную реформу, впрочем, половинчатую и тоже обреченную на неудачу».

31 октября 1918 года Ленин подписал «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которое предусматривало назначение пенсий только в случае утраты трудоспособности. Для отдельных категорий работников позднее появились пенсии за выслугу лет. А в 1929 году начали назначать пенсии по старости, однако далеко не для всех. Миллионы советских людей получили право не работать до смерти лишь многие годы и десятилетия спустя.


Из «Положения о социальном обеспечении трудящихся», утвержденного декретом Совнаркома РСФСР 31 октября 1918 года.

Ст. 8-я. Цель выдачи пособия и пенсий

1. Выдача пособий и пенсий имеет целью доставление средств к существованию лицам, лишившимся основного заработка или его части вследствие утраты трудоспособности или безработицы.

2. Пособия и пенсии не выдаются лицам, лишившимся трудоспособности, если эти обстоятельства не сопровождаются утратой заработка или его части, причем в последнем случае из пособия или пенсии высчитываются заработки и доходы данного лица…

Ст. 15-я. При каких обстоятельствах назначаются пенсии

Указанные в настоящей главе пенсии назначаются в случаях полной или частичной постоянной утраты трудоспособности, независимо от причин, вызвавших утрату трудоспособности (болезнь, увечье, старость, профессиональное заболевание и т. п.).

Ст. 16-я. Сроки назначения пенсий

Пенсии назначаются со дня подачи заявления об инвалидности.

Ст. 17-я. Продолжительность выдачи пенсий

Пенсии выдаются до дня смерти застрахованного, если только ранее этого срока трудоспособность пенсионера не восстановится до нормы, ниже которой пенсии не выдаются.

Ст. 18-я. Размер пенсий

Размер месячной пенсии при полной утрате трудоспособности устанавливается: в размере 25-кратного дневного нормального пособия, выдаваемого в местности, где проживает пенсионер. При частичной утрате трудоспособности размеры пенсии устанавливаются для лиц:

  • утративших от 15 до 29% трудоспособности в размере 1/5 полной пенсии;
  • утративших от 30 до 44% трудоспособности в размере 1/2 полной пенсии;
  • утративших от 45 до 60% трудоспособности в размере 3/4 полной пенсии;
  • свыше 60% в размере полной пенсии.

Пенсионерам, требующим, вследствие беспомощности, особого ухода, пенсии должны быть соответственно увеличены.

Примечание 1. В случаях острых промышленно-хозяйственных кризисов по всей стране Народному Комиссариату Труда предоставляется временно отменить выдачу пенсий лицам, утратившим трудоспособность ниже 30%.

Примечание 2. Отделу Социального Обеспечения и Охраны Труда Народного Комиссариата Труда предоставляется изменять группы получающих пенсии, а равно издавать инструкции об их применении.

Из «Положения о научных работниках высших учебных заведений», утвержденного декретом Совнаркома РСФСР 21 января 1924 года.

21. Штатные профессора и преподаватели высших учебных заведений, прослужившие в качестве научных работников не менее двадцати пяти лет или достигшие шестидесятипятилетнего возраста, прослужив не менее десяти лет, имеют право на получение пожизненной пенсии в размере оклада, установленного для штатных профессоров и преподавателей высших учебных заведений, с автоматическим повышением пенсии по мере повышения тарифов. Работа в качестве научного сотрудника включается в общий срок учено-учебной службы с момента зачисления в научно-исследовательский институт или оставления при высшем учебном заведении научным сотрудником.

Примечание 1. В случае потери трудоспособности ранее достижения шестидесятилетнего возраста научные работники, прослужившие в качестве научного работника не менее пятнадцати лет, имеют право на получение пенсии в размере половины оклада, а прослужившие не менее двадцати лет - в размере полного оклада.

Примечание 2. Научные работники, потерявшие трудоспособность при исполнении или в связи с исполнением обязанностей, получают пенсию в размере полного оклада по их последней должности независимо от стажа их научной деятельности.

Из постановления ЦИК СССР и Совнаркома СССР «О пенсионном обеспечении учителей школ 1-й ступени сельских и городских и др. работников просвещения в деревне», 15 января 1925 года.

Считая одним из основных условий развития дела народного образования улучшение материального положения народных учителей и других работников просвещения, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Ввести пенсионное обеспечение для работников просвещения за выслугу лет.

В качестве первого мероприятия в этой области, подлежащего дальнейшему развитию по мере укрепления хозяйственного положения Союза ССР, установить с 1 января 1925 г. пенсионное обеспечение работников просвещения на следующих основаниях.

2. Право на пенсию имеют учителя школ 1-й ступени (начальных школ.- "История" ) как сельских, так и городских, а также следующие работники культурно-просветительных учреждений в сельских местностях: руководители изб читален, библиотекари, учителя низших сельско-хозяйственных школ и педагогический персонал детских домов.

3. Все упомянутые в ст. 2 настоящего Постановления работники приобретают право на получение пенсии по прослужении (так в тексте.- "История" ) ими 25 лет в перечисленных должностях, независимо от того, протекала ли их служба в одном или в нескольких из числа поименованных в ст. 2 учреждениях.

4. При установлении права на пенсию засчитывается и дореволюционная служба в должностях, соответствующих перечисленным в ст. 2, при условии, однако, состояния не менее 5 лет на советской службе в указанных в ст. 2 должностях. Перечень должностей, время службы в которых засчитывается в стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливается инструкцией…

(В 1929 году список работников просвещения, имеющих право на пенсии за выслугу лет, был значительно расширен. В том же году к ним приравняли медицинских и ветеринарных работников, работающих в сельской местности. Позднее право выхода на пенсию по выслуге получили экипажи гражданской авиации и отдельные категории артистов. Отдельное и менявшееся со временем пенсионное законодательство было у писателей, композиторов и других творческих работников.- «История». )

Закон о государственных пенсиях, принятый в 1956 году, уравнял в пенсионных правах всех граждан СССР, кроме колхозников

Фото: Андрей Новиков / Фотоархив журнала «Огонёк»

Из постановления ЦИК СССР и Совнаркома СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости», 15 мая 1929 года.

1. Установить пенсионное обеспечение в порядке социального страхования по случаю старости.

Ввести это обеспечение с 15 апреля 1929 г. для рабочих горной и металлической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта, оставивших работу по найму после 1 января 1929 г., и для рабочих текстильной промышленности, оставивших работу по найму после 1 декабря 1927 г.

Сроки распространения обеспечения по случаю старости на рабочих других отраслей народного хозяйства, а также на служащих определяются Союзным Советом Социального Страхования при Народном Комиссариате Труда Союза ССР в соответствии с пятилетним планом развития народного хозяйства Союза ССР.

2. Право на пенсию имеют:

а) мужчины, достигшие ко дню оставления работы по найму 60-летнего возраста, если они проработали по найму в общей сложности не менее 25 лет;

б) женщины, достигшие ко дню оставления работы по найму 55-летнего возраста, если они проработали по найму в общей сложности не менее 20 лет.

Лица, занятые на подземных работах в горной промышленности, имеют право на пенсию, если они ко дню оставления работы по найму достигли 50-летнего возраста и при том проработали по найму в общей сложности не менее 20 лет.

Союзному Совету Социального Страхования при Народном Комиссариате Труда Союза ССР предоставляется право понижать для лиц, занятых во вредных производствах, возраст и стаж работы по найму, установленные пп. «а» и «б» настоящей статьи.

3. Пенсия по случаю старости предоставляется независимо от состояния трудоспособности.

4. Пенсия назначается в размере половины прежнего заработка пенсионера.

Союзному Совету Социального Страхования предоставляется право устанавливать предельные суммы, выше и ниже которых пенсия не может назначаться.

5. Если пенсионер имеет заработок от работы по найму или иные доходы, то выдача ему пенсии может быть приостановлена или вовсе прекращена, либо размер пенсии может быть уменьшен.

6. Взамен выдачи пенсии страховые кассы могут помещать пенсионеров, с их согласия, в инвалидные и т. п. учреждения…

Из «Положения о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», утвержденного ЦИК СССР и Совнаркомом СССР 13 февраля 1930 года.

11. Право на пенсию по старости имеют:

а) рабочие следующих отраслей промышленности: горной, металлической (в том числе электропромышленности), химической, текстильной, полиграфической, стекольно-фарфоровой, табачно-махорочной;

б) рабочие железнодорожного и водного транспорта.

Распространение обеспечения по старости на рабочих других отраслей, а также на служащих производится Союзным советом социального страхования.

Из «Положения о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего севера РСФСР», утвержденного ВЦИК и Совнаркомом РСФСР 10 мая 1932 года.

15. Для работников, имеющих право на получение пенсий за выслугу лет, год работы на Крайнем севере засчитывается за два года для получения пенсий, причем работникам, прослужившим на Крайнем севере 10 лет беспрерывно, пенсия выплачивается в размере, установленном за 25 лет работы.

Из «Примерного устава сельскохозяйственной артели», утвержденного ЦК ВКП(б) и Совнаркомом СССР 17 февраля 1935 года.

11. Из получаемых артелью урожая и продуктов животноводства артель:

а) выполняет свои обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплачивается натурой с машинно-тракторной станцией за работу МТС в соответствии с заключенным договором, имеющим силу закона, выполняет договоры о контрактации;

б) засыпает семена для посева и фураж для прокорма скота на всю годовую потребность, а также для страховки от неурожая и бескормицы создает неприкосновенные, возобновляемые ежегодно семенной и кормовой фонды в размере 10–15% годовой потребности;

в) создает, по решению общего собрания, фонды помощи инвалидам, старикам, временно потерявшим трудоспособность, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот - все это в размере не свыше 2% валовой продукции.

(Этим «Примерным уставом» регулировалась деятельность колхозов. Как свидетельствуют архивные документы, в 1930–1940-х годах у большинства из них после выполнения госпоставок не оставалось зерна даже на следующий сев и оплату трудодней колхозников.- «История». )

Из постановления Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) «Об улучшении государственного социального страхования для служащих», 31 июля 1937 года.

1. Распространить на служащих пенсионное обеспечение по старости на общих основаниях с рабочими.

Отнести настоящее Постановление к служащим, прекратившим работу после 1 августа 1937 года или продолжающим работать.

После принятия закона «О пособиях и пенсиях членам колхозов» их пенсии из колхозных (на фото) стали государственными, но минимальный размер этих выплат был в 2,5 раза меньше, чем у рабочих и служащих

В Союзе Советских Социалистических Республик право граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни является одним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и закреплено Конституцией СССР.

Пенсионное обеспечение гарантируется созданным в СССР социалистическим строем, в условиях которого навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком, безработица и неуверенность трудящихся в завтрашнем дне. Пенсионное обеспечение в Советском государстве осуществляется полностью за счет государственных и общественных средств.

Успехи в развитии социалистического хозяйства, достигнутые советским народом под руководством Коммунистической партии Советского Союза, позволяют в настоящее время осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения…

Статья 1. Право на государственную пенсию имеют:

а) рабочие и служащие;

б) военнослужащие;

в) учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров;

г) другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

д) члены семей граждан, указанных в настоящей статье, в случае потери кормильца.

Статья 2. Государственные пенсии по настоящему Закону назначаются:

а) по старости;

б) по инвалидности;

в) по случаю потери кормильца.

Статья 3. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору…

Статья 7. Пенсии не подлежат обложению налогами.

Статья 8. Право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие:

мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 9. На льготных условиях имеют право на пенсию по старости:

а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет;

б) рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Рабочий или служащий имеет право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (независимо от места последней работы).

Статья 13…

Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 300 рублей в месяц.

Максимальный размер пенсии по старости - 1200 рублей в месяц.

Статья 14. Устанавливаются следующие надбавки к пенсиям по старости:

а) за непрерывный стаж работы свыше 15 лет или за общий стаж работы - мужчинам, проработавшим не менее 35 лет, и женщинам, проработавшим не менее 30 лет, - 10 процентов пенсии…

Советский народ под руководством Коммунистической партии Советского Союза достиг, особенно в последнее десятилетие, огромных успехов в коммунистическом строительстве, в развитии производительных сил страны, создал мощную, всесторонне развитую экономику. Это позволяет Советскому государству систематически повышать благосостояние народа и все полнее удовлетворять его растущие потребности.

В настоящее время имеется возможность ввести более устойчивую систему социального обеспечения в колхозах путем установления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пособий для женщин - членов колхозов по беременности и родам.

В пенсионном обеспечении колхозников не должно быть уравнительного подхода. Чем выше производительность труда колхозников, чем больше колхоз производит и продает государству продукции с гектара пашни, чем выше его доход и уровень отчислений в пенсионный фонд, тем больше должны быть пенсии колхозникам. Лучше обеспечиваться должны те колхозники, которые хорошо работают и вносят больший вклад в общественное производство.

Установление государственной системы социального обеспечения колхозников явится новым важным стимулом к дальнейшему подъему трудовой активности колхозного крестьянства и увеличению производства сельскохозяйственных продуктов.

Размеры пенсий, предусмотренные настоящим Законом, в дальнейшем, по мере роста национального дохода, в частности доходов колхозов, будут постепенно повышаться до уровня государственных пенсий, назначаемых рабочим и служащим…

Статья 1. Члены колхозов имеют право на пенсии по старости и по инвалидности.

Нетрудоспособные члены семей умерших колхозников, если они находились у них на иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца…

Статья 6. Право на пенсию по старости имеют члены колхозов:

мужчины - по достижении 65 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 8. Пенсии по старости членам колхозов назначаются в размере 50 процентов с заработка 50 рублей в месяц и сверх того, 25 процентов с остального заработка.

Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 12 рублей в месяц (минимальный размер пенсии остальным гражданам СССР в то время составлял 30 руб. в месяц.- "История" ).

Максимальный размер пенсии по старости устанавливается 102 рубля в месяц, то есть на уровне максимального размера пенсий по старости, предусмотренного Законом о государственных пенсиях для рабочих и служащих, постоянно проживающих в сельской местности и связанных с сельским хозяйством…

Из указа Президиума Верховного совета СССР «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения» от 26 сентября 1967 года.

Снизить членам колхозов возраст, дающий право на пенсию по старости: мужчинам с 65 до 60 лет, женщинам с 60 до 55 лет…

Публикация Евгения Жирнова


Разговор на кухне с родственниками заставил покопаться в Интернете, так как никто даже примерно не знал ответа на вопрос, вынесенный в заголовок.

История оказалась интересной.
Оказывается, с 1917 по 1928 гг. пенсии по старости в СССР никто не получал. С 1928 г. их стали назначать рабочим некоторых отраслей. Ну а служащих советская власть облагодетельствовала только начиная с 1937 г.

Примерно с этого же времени колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам - деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст, трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным. Я нашла данные про пенсии участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами. Им полагалось 25 руб. - 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа). Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.).

Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). И только при Хрущёве, начиная с 1956 г., пенсии стали расти. Было бы интересно узнать, если кто в курсе, каковы были пенсии ваших бабушек, прабабушек/дедушек, прадедушек в 30-60-е гг. 20-го века.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит абсолютно благообразной и, не побоюсь этого слова, человечной. К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет. При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было. Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 - до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию. Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли - в этом случае вдова лишалась материальной поддержки (жестоко, да).

Пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был. Ну то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте.

Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

Пенсионная система существовала еще при царизме. Но сегодня мы хотим рассказать, как складывалась «судьба» пенсионных выплат после революции? И как выстроили схему, благодаря которой советские пенсионеры могли беззаботно жить, да еще и детям с внуками помогать?

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием. Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости. Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин - 60 лет, для женщин-55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы - 45 руб., а 3-й группы - 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан - рабочих и служащих - были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст - 60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии - 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин;
  • размер пенсии - половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии - 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги. Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей. И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

На заметку

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения - районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Сельским пенсионерам полагается надбавка к пенсии в виде увеличения фиксированной выплаты к пенсии на 25% за выработанный сельский стаж. Нужно отметить, что такая прибавка была предусмотрена законом уже давно, но в связи со сложной экономической ситуацией в стране действие этой нормы с 01.01.2017 г. было приостановлено. И только с 1 января 2019 года законом № 350-ФЗ было восстановлено действие статьи, предусматривающей за работу в сельской местности.

Стоит отметить, что 25%-ая прибавка полагается , а только тем гражданам, которые проработали не менее 30 лет в сельском хозяйстве по предусмотренному и продолжают проживать в сельской местности в период получения пенсии.

Однако, на рассмотрение в Госдуму уже внесен , предусматривающий назначение такой доплаты независимо от фактического места проживания.

25% надбавка к пенсии работникам сельского хозяйства

Пенсионным законодательством предусматривается доплата к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет в размере 25% от суммы к страховой пенсии. Надбавка эта полагается не всем сельским пенсионерам, а только получающим страховые выплаты и , имеющим необходимый стаж работы в сельской местности в соответствии с предусмотренными .

Осуществление такой надбавки к пенсии предусмотрено в части 14 ст. 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» , но действие этой статьи приостанавливалось с 1 января 2017 г. в связи со сложной экономической обстановкой. Согласно № 350-ФЗ, решение о «заморозке» было отменено с 1 января 2019 года.

Размер доплаты в 2020 году

Надбавка, предусмотренная для сельских пенсионеров, составляет 25% от фиксированной выплаты . В 2020 году величина ФВ к страховой пенсии установлена в размере 5686,25 руб., следовательно:

  • для сельских пенсионеров, получающих выплаты по старости или инвалидности I и II групп, страховая пенсия в 2020 году увеличивается на 1421,56 руб. ;
  • для инвалидов III группы ФВ в 2020 году к пенсии по инвалидности составляет 2843,12 руб., а значит доплата будет назначена в размере 710,78 руб.

    Напомним, что для инвалидов 3 группы размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности определяется как 50% от базовой величины (50% от 5686,25 руб. составляет 2843,12 руб.).

Фото pixabay.com

Каким сельским жителям будет надбавка к пенсии

Повышение пенсии на 25% от величины фиксированной выплаты будет назначаться автоматически при выполнении следующих условий:

  1. Гражданин должен проработать не менее 30 календарных в сельском хозяйстве по профессии, предусмотренной установленным Правительством перечнем, при условии обязательной уплаты .
  2. Не осуществлять в данный момент работу или иную деятельность, за которую уплачиваются взносы на пенсионное страхование (т.е. фактически доплата полагается только неработающим сельским пенсионерам).
  3. Проживать в сельской местности.

Для повышения пенсии на 25% от величины ФВ необходимо, что пенсионер проработал 30 лет в должности, перечисленной в вышеуказанном Постановлении. Например:

  • агрономом, агрохимиком, агротехником;
  • главой крестьянского (фермерского) хозяйства, председателем, директором;
  • слесарем по ремонту сельхоз. машин, техники;
  • ветеринарным врачом, фельдшером, техником, санитаром;
  • зоотехником и т.д.

Подсчет стажа происходит в календарном порядке за все периоды официального трудоустройства по предусмотренными профессиям. В стаж также будут включены периоды нетрудоспособности, оплачиваемых отпусков и периоды ухода за ребенком до достижения 1,5 лет (но в сумме не более 6 лет).

Как получить доплату к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет

Согласно ч. 5 ст. 10 закона № 350-ФЗ, перерасчет размера выплат и назначение соответствующей надбавки будет производиться автоматически. То есть подача пенсионером заявления не требуется, если в ПФР имеются данные о наличии необходимого стажа работы в сельском хозяйстве, а также информация о том, что гражданин продолжает проживать в сельской местности.

Если необходимые документы в Пенсионном фонде отсутствуют, то пенсионеру будет необходимо самостоятельно обратиться в ПФР с заявлением о проведении перерасчета размера выплат, предоставив все подтверждающие документы.

  • Если гражданин обратился в ПФР с заявлением о перерасчете в период в срок до 31.12.2019 г., то надбавка будет назначена ему с 1 января 2019 г. (то есть, за предыдущие месяцы тоже выплатят).
  • Если пенсионер подаст заявление в Пенсионный фонд после 31 декабря 2019 года, то доплата будет назначена с 1 числа следующего после заявления месяца (к примеру, если обратится в январе 2020 года, то назначена она будет с 01.02.2020 г. и т.д.).