Осторожно Бидаат. Празднование середины месяца Ша`бан (Ночь «Бараат»)

Те кто делает это опираются на этот недостоверный хадис. Сильсиля даифа 2132.
إذا كانت ليلة النصف من شعبان فقوموا ليلها وصوموا نهارها
Когда наступит ночь середины Шабана, то выстаивайте его ночь в молитве а день проститесь

Однако о достоинстве середины ночи Шабана пришел другой достоверный хадис
إن الله ليطلع في ليلة النصف من شعبان ، فيغفر لجميع خلقه إلا لمشرك أو مشاحن Сильслиля-сахиха 1563
Примерный смысл таков, что Аллах является в ночь середины месяца Шабан и прощает всем своим творениям, кроме мушрика и мушахина (еретик, нововведенец).

Поэтому, когда шейха аль-Альбани спросили о достоинстве середины месяца Шабан он ответил, что у него есть одно достоинство, а это то, что Аллах прощает грехи всем, кроме мушрика и мушахина. сильсиля худа уа нур 564.

Выделять эту ночь и этот день какими то видами поклонения нельзя. И это будет нововведением, даже если это будут узаконенные в своей основе виды поклонения. Однако если человек обычно молился по ночам, то пусть молится как обычно, если постился середину каждого месяца, то пусть постится и этот день. Такой вывод сделал Мухаммад Саид Раслян разбирая эту тему на пятничной проповеди. http://www.rslan.com/vad/items_details.php?id=2343

У шейха Усеймина есть хутба, она как раз о бид"а вокруг месяца ша"бан.
Там шейх говорил:
"Некоторые из людей возвеличивают ночь из середины месяца Ша"бан, и выделяют её (их) для поклонения, для выстаивания молитв...И так же выделяют эти дни для поста. Однако этому нет никакой достоверной основы в Сунне пророка, صلى الله عليه و سلم. И не пришло от пророка, صلى الله عليه و سلم, что он выделял эти дни для выстаивания молитв ночью. Однако все эти хадисы выдуманные (мауду"), ложь на пророка, صلى الله عليه و سلم, как об этом передали многие мухаддисы.
И так же дни в середину этого месяца, не выделял их пророк, صلى الله عليه و سلم, для поста.
Да пророк, صلى الله عليه و سلم, держал в этот месяц много пост. Но не выделял конкретные дни для этого. И нужен довод из Курана или из Сунны для того, чтобы ограничивать или выделять для поклонения место или определенный день.
А на это нет далиля не из Курана не из Сунны..!"
(Сильсиля альбабу альмуфтух, запись 222 (б), 23:20)

Что касается совершения в эту ночь молитвы в сто ракаатов, которую многие мусульмане воспринимают как желательную и думают, что за ее совершение можно получить вознаграждение, то она является явным заблуждением и мерзким нововведением. Об этом ясно высказалось множество ученых, таких как имам ан-Навави, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ибн Куддама аль-Макдиси, ар-Рамали, единодушно принимаемых мусульманами. А упоминание ее в некоторых книгах, таких как «Воскрешение наук о вере» имама Абу Хамида аль-Газали, не может служить обоснованием ее совершения, поскольку хадис приводимый в этой и других подобных книгах вымышленный.

Имам ан-Навави в книге «Маджму шарх аль-мухаззаб» сказал: «Молитва известная, как молитва рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракаатов и молитва срединной ночи месяца Шабан в сто ракаатов - они являются мерзким, порицаемым нововведением. И не обольщайся упоминаем их в «Кут аль-Кулюб» и «Ихья улум ад-дин» и хадисом приводимом в этих книгах, все это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть, и исписали бумаги об их желательности, воистину они ошиблись в этом. Имам шейх Абу Мухаммад Абдуррахман ибн Исмаиль аль-Макдиси написал о ложности этих молитв драгоценную книгу и преуспел, да помилует его Аллах».

Также имам ан-Навави в своих фатвах сказал о молитве Рагаиб, которая в этом отношении ничем не отличается от молитвы ночи Бараат: «Правитель, да поможет ему Аллах, должен запрещать совершать ее». Также он сказал: «Она (молитва в ночь Рагаиб) является ложным нововведением, и достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ввел в нашу религию, то что не из нее, то оно отвергаемо», в «Сахихе» приводится: «Кто совершил поступок, о котором нет нашего веления, то он отвергаем», а в «Сахихе» Муслима: «Каждое нововведение заблуждение». Всевышний Аллах повелел при спорах и расхождении мнений обращаться к Его Книге: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» и Он не велел следовать за невеждами или же обольщаться заблуждениями ошибившихся».

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в книге «Тухфа аль-Мухтадж фи шарх аль-Минхадж»: «Молитва известная как молитва Рагаиб и молитва середины месяца Шабан мерзкое нововведение. Хадис о них вымышленный. Между Ибн Абдуссалямом и ибн Саляхом, была переписка и издание противоположных фетв относительно этих молитв. На эту тему я написал отдельную книгу, которую я назвал «Разъяснение и выявление относительно ночей Рагаиб и середины Шабана».

Вопрос: Является ли молитва аль-Рагаиб сунной и является ли предпочтительным совершать ее?

Хвала Аллаху!

Салят аль-Рагаиб является одним из видов новшества в месяце Раджаб.
Ее совершают в ночь на первую пятницу месяца Раджаб между вечерней и ночной молитвами, которой предшествует пост в четверг. Впервые салят аль-Рагаиб был совершен в Бейт-аль-Магдисе(Иерусалим) в 480 году хиджры. Однако не существует сведений о том, что эту молитву совершал пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , или кто-либо из сподвижников, представителей первых и лучших трех поколений, или же имамов. Одного этого достаточно для доказательства того, что молитва эта является порицаемым новшеством, а не Сунной.

Ученые предупреждали нас, указывая на то, что подобное является новшеством и заблуждением.

Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, писал в «Аль-Маджмуа» (3/548): «Молитва, известная под названием «Салят аль-Рагаиб» и состоящая из 12 ракатов, совершаемая между вечерней и ночной молитвами в ночь на первую пятницу месяца Раджаб, так же как и молитва в 100 ракатов, совершаемая в середине месяца Шаабан, являются отвратительными, достойными порицания новшествами. Никто не должен быть обманут фактом упоминания их в книгах «Кут аль-Калюб» и «Ихъя улюм ад-Дин» или же хадисами, приводимыми в этих книгах, ибо все они являются ложными. Также никто не должен быть обманут некоторыми учеными, введенными в заблуждение по поводу этих молитв и написавшими очерки, в которых одобряется совершение их, что, однако, является ошибочным».

Имам Абу Мухаммад Абд ар-Рахман ибн Исмаил аль-Магдиси написал ценную книгу, опровергающую эти утверждения. И он, да смилуется над ним Аллах, отлично справился с поставленной задачей.
Ан-Навави также писал в «Шархи-Муслим»: «Да проклянет Аллах того, кто измыслил и ввел эту молитву, представляющую собой один из видов новшества, являющееся заблуждением и невежеством и содержащее очевидное зло».

Множество имамов написало ценные работы, поясняющие отвратительность подобного поступка и заблуждение тех, кто придумал эту молитву и совершает ее. Доказательств же ошибочности этой молитвы и заблуждение тех,кто совершает ее, огромное множество.

Ибн Абидин в «Хашиййа» пишет:
В «Аль-Бахре» говорится: «Следовательно, стало ясно, что собираться на салят аль-Рагаиб, совершаемый в первую пятницу месяца Раджаб, является новшеством и порицаемым поступком». (2/26)

Выдающийся ученый Нур-ад-Дин аль-Магдиси написал замечательную работу под названием «Радд аль-Рагаиб ан салят аль-Рагаиб», охватывающую большинство высказываний ранних и поздних ученых всех четырех мазхабов.

Ибн Хаджар аль-Хайтами спросили:»Разрешается ли групповое совершение салят аль-Рагаиб?» Ответ был таков: «Что касается молитвы аль-Рагаиб, то она, как и молитва, известная под названием «Лейлет ан-нусфи мин Шаабан» (ночь середины месяца Шаабан), является отвратительным новшеством. Хадисы о них являются вымышленными. Поэтому запрещается совершение этих молитв как в одиночку, так и группой».

В книге «Аль-Фатава аль-Фикхиййа аль-Кубра» («Великие юридическо-богословские фетвы») говорится: «Ибн аль-Хадж аль-Малики в книге «Аль-Мадхаль» («Введение») пишет: «Среди новшеств, изобретенных в этом благословенном месяце (т.е. Раджабе) имеется ночь на первую пятницу, когда в соборных мечетях совершается салят аль-Рагаиб. В некоторых городах люди собираются в мечетях и вместе с имамом открыто совершают это новшество так,как-будто она была предписана…»

Точка же зрения Имама Малика (да смилуется над ним Аллах) такова: «Что касается молитвы аль-Рагаиб, то совершение ее
является порицаемым, ибо подобного не было совершено предшествовавшими до нас. Добродетель же заключается в следовании за ними (да будет доволен ими Аллах)».

Шейхуль-Ислам Ибн Теймиййа писал: «Что же касается новшества относительно молитв, совершаемых регулярно в определенное время, в группе, с определенным количеством ракатов и чтением определенных сур, подобно молитве аль-Рагаиб, совершаемую в первую пятницу месяца Раджаб, и молитве середины месяца Шаабан,и молитве в ночь на 27 число Раджаба, и т.д.,то согласно имамам они не являются предписанными в Исламе как об этом было сообщено заслуживающими доверия учеными, ибо это приоткрывает дверь для внесения изменений в постановления Шариата. Люди же совершающие их подобны тем, кто вносит в религию Аллаха то, чего не было предписано Им». (2/239)

Шейхуль-Исламу был задан вопрос по этому поводу, на что он ответил: «Не совершал этой молитвы ни Посланник Аллаха, ни сподвижники его (да благословит его Аллах и приветствует), ни следующие за сподвижниками поколения Табиин, ни мусульманские имамы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не предписывал совершать ее,и также никто из его последователей или имамов не делал этого. Они не упоминали о достоинстве этой ночи, вследствие чего ее следовало бы особо выделить среди остальных ночей. Согласно ученым, хадисы об этой ночи, переданные от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), являются ложными и вымышленными. Поэтому ученые и заявляют, что эта молитва является запрещенной, а не желательной». «Аль-Фатава аль-Кубра» (2/262).

В «Мавсуа аль-Фигхиййа» (22/262) говорится: «Имам Ханафи и Шафии утверждают, что молитва аль-Рагаиб в первую пятницу месяца Раджаб или же молитва в середине месяца Ша’абан, совершаемая определенным образом и состоящая из определенного количества ракаатов, является порицаемым новшеством…»

Абдуль-Фарадж ибн аль-Джаузи пишет: «Молитва аль-Рагаиб является вымышленной ложью, возводимой на посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Сообщают, что эти молитвы являются новшеством, запрещенным по ряду причин. И не существует каких-либо сообщений от сподвижников, табиинов и имамов об этих двух молитвах …
Если бы они являлись предписанными в Исламе, то салафы не могли бы не знать об этом. Скорее всего они были введены в 5 веке хиджры».

15 числа месяца Ша"абан наступает ночь Бараат. Есть ли достоверная информация, как проводить эту ночь, какие дуа читать? Некоторые утверждают, что надо читать 100 ракаатов дополнительных намазов, читать 3 раза суру Йа-син в эту ночь. Но достоверно ли это?

Те кто делает это опираются на этот недостоверный хадис. Сильсиля даифа 2132. إذا كانت ليلة النصف من شعبان فقوموا ليلها وصوموا نهارها Когда наступит ночь середины Шабана, то выстаивайте его ночь в молитве а день проститесь Однако о достоинстве середины ночи Шабана пришел другой достоверный хадис إن الله ليطلع في ليلة النصف من شعبان ، فيغفر لجميع خلقه إلا لمشرك أو مشاحن Сильслиля-сахиха 1563

Примерный смысл таков, что Аллах является в ночь середины месяца Шабан и прощает всем своим творениям, кроме мушрика и мушахина (еретик, нововведенец). Поэтому, когда шейха аль-Альбани спросили о достоинстве середины месяца Шаабан он ответил, что у него есть одно достоинство, и это то, что Аллах прощает в это время грехи всем, кроме мушрика и мушахина. сильсиля худа уа нур 564. Выделять эту ночь и этот день какими то специальными видами поклонения нельзя. И это будет нововведением, даже если это будут узаконенные в своей основе виды поклонения.

Однако если человек обычно молился по ночам, то пусть молится как обычно, если постился середину каждого месяца, то пусть постится и этот день. Такой вывод сделал Мухаммад Саид Раслян, разбирая эту тему на пятничной проповеди. http://www.rslan.com/vad/items_details.php?id=2343

Из хутбы Шейха Усеймина:

«Некоторые из людей возвеличивают ночь из середины месяца Ша"бан, и выделяют её (их) для поклонения, для выстаивания молитв…И так же выделяют эти дни для поста. Однако этому нет никакой достоверной основы в Сунне пророка, صلى الله عليه و سلم.

И не пришло от пророка, صلى الله عليه و سلم, что он выделял эти дни для выстаивания молитв ночью. Однако все эти хадисы выдуманные (мауду"), ложь на пророка, صلى الله عليه و سلم, как об этом передали многие мухаддисы.

И так же дни в середину этого месяца, не выделял их пророк, صلى الله عليه و سلم, для поста.

Да пророк, صلى الله عليه و سلم, много постился в этот месяц. Но не выделял конкретные дни для этого. И нужен довод из Корана или из Сунны для того, чтобы ограничивать или выделять для поклонения место или определенный день.

А на это нет далиля (доказательства) не из Корана не из Сунны..!» (Сильсиля альбабу альмуфтух, запись 222 (б), 23:20)

Постановление относительно празднования середины месяца ша`бан. Хвала Аллаху который сделал для нас религию полной. И завершил для нас все блага. Мир и благословение Его Пророку и Посланнику Мухаммаду Пророку таубы и милости.

После чего:

Сказал Аллах Всевышний:»Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». (аль Маида 3) И сказал Всевышний:» Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?»(Шура 21).

И в двух достоверных сборниках от Аиши (رضي الله عنها) от пророка (صلى الله عليه و سلم) : «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новоe и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто».

B сахих Муслим от Джабира (رضي الله عنه) ,то что пророк(صلى الله عليه و سلم) говорил в пятничной проповеди: А затем: Поистине, самые лучшие слова - это Книга Аллаха, а лучший путь - это путь Мухаммада (صلى الله عليه و سلم). Худшие же деяния - это нововведения, а каждое нововведение - это заблуждение. И аятов и хадисов в этом смысле много.

И это указывает напрямую, то что Всевышний Аллах сделал полной для этой уммы ее религию и завершил для нее все блага. И Аллах не умертвил своего пророка (صلى الله عليه و سلم) , кроме как после того как он донес до своей уммы и объяснил все, что приписал ей Аллах из слов и дел.

И разъяснил пророк (صلى الله عليه و سلم) то что все что вводят новое после него приписывая это исламу из слов или дел, все это будет не принято (отвергнуто) у того кто ввел это нововведение, даже если его намерение будет хорошим.

И сахабы посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم) знали это постановление, и также ученые ислама после них, Порицали нововведение и остерегали от него (нововведения). Как об этом упомянул каждый кто писал о возвеличивании сунны и порицания нововведения, как ибн Ваддах, Ат-Тартуши, ибн Шама. и другие.

И из нововведений которые ввели некоторые люди: Нововведение празднование ночи середины месяца ша`бан, и обосаблевание этого дня держанием уразы (поста).

И нет на все это довода на который можно было бы опереться. Пришли относительно преимущества этой ночи слабые хадисы, не разрешено опираться на них.

А то что пришло относительно преимущества совершения намаза в эту ночь то все эти хадисы являются вымышленными (мауду`), как на это указали многие из ученых, и придет еще некоторое упоминание их слов с дозволения Аллаха.

И пришло относительно этой ночи предания от некоторых саляфов из проживавших в шаме (нынешняя Сирия, Палестина, Иордания, Ливан, Ирак, и некоторая часть из земель Египта) и других. А что касается того на чем большинство ученых: То что праздновать ее (ночь середины месяца ша`бан) является нововведение (бид`а).

И то что все хадисы пришедшие относительно ее преимущества слабые (да`иф), а некоторые вымышленные (мауду`). И из тех кто напомнил об этом аль-хафиз ибн Раджиб в сваей книге «латаиф аль-ма`ариф» и другие кроме него. А что касается хадисов слабых (да`иф) то дела делаются по ним только в поклонениях основа которых утверждена достоверными доказательствами.

А что касается празднования ночи середины ша`бана то нет этому достоверной основы чтобы можно было склонится к этому при помощи слабых хадисов.

И это правило упомянул имам абу Аль-`Абас шейх уль-ислам ибн Таймия (رحمه الله).

И ученые объединились в том что является обязательным возвращать вопросы в которых разошлись люди к Книге Аллаха и Сунне посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم). И то что они (Коран и Сунна) или один из них постановили закон, является обязательным следование.

А то, что противоречит им (Корану и Сунне) является обязательным отбросить его. И то что не приходит в них (Коране и Сунне) из поклонений является нововведением не разрешено совершать его, преимущественно от того чтобы призывать к этому и одобрять его. Как сказал Аллах Всевышний: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (ан-Ниса 59).

И сказал Всевышний: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом». (аш-Шура 10). И сказал Всевышний: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи»». (аль-`Имран 31).

И сказал Всевышний: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (ан-Ниса 65).

И аятов в этом смысле много, а это канонический текст в обязательности возвращения спорных вопросов к Корану и Сунне, и обязательности довольствия их (Корана и Сунны) постановления, и то что это соответствует иману, является лучшем для рабов в мире этом и загробном, и является лучшим возвращением.

Сказал аль-хафиз ибн Раджиб в сваей книге «латаиф аль-ма`ариф»:(А ночь середины ша`бана таби`ины из шама как Холид ибн Ма`дан, Макхуль, Лукман ибн `Амир и др. возвеличивали и усердствовали в поклонение в ней (в эту ночь), и от них взяли люди ее преимущество и возвеличивание, и было сказано то, что до них дошло относительно этого сказание израильское.

А большинство ученых хиджаза порицали это, из них `Ато, ибн аби Мулейка, и это донес `Абдеррахман ибн Зайд ибн Аслям от ученых Медины, и это является высказыванием последователей имама Малика и др., и они сказали все это нововведение (бид`а)… и не известно мнение имама Ахмада относительно ночи середины ша`бана, …) после чего сказал (ибн Раджаб): (Выстаивание намаза ночи середины ша`бана не приходит не чего достоверного относительно ее от Пророка (صلى الله عليه و سلم) и не от его сахабов…). Закончилась желаемое из слов ибн Раджиба.

В этом прямое высказывание от него (ибн Раджиб) о том что нет нечего достоверного от Пророка (صلى الله عليه و سلم) и не от его сахабов (رضي الله عنهم) относительно ночи середины ша`бана.

И каждая вещь не подтвержденная узаконенными доказательствами считать узаконенной; не разрешено мусульманину вводить ее (т.е. эту вещь не подтвержденную узаконенными доказательствами считать узаконенной) в религии Аллаха без разницы один ли он совершает это или в группе. И без разницы скрыл он это или открыто сделал исходя из общих слов Пророка (صلى الله عليه و سلم) :»Если кто-нибудь совершит, какое либо дело не имеющего на него нашего приказа, это будет отвергнуто».

И другие доказательства указывающие на порицание нововведения и предостережения от него.

Сказал имам абу Бакр ат-Тартуши (رحمه الله), в своей книге «аль-хавадис ва аль-бид`а»: « И передает ибн Ваддах от Зайда ибн Масляма, сказал: « Мы не застали не одного из наших шейхов и не одного из наших ученых чтобы они оборачивались на середину ша`бана, и не оборачивались на хадис Макхуля, и не видели ей (ночи середины ша`бана) преимущества над другими.

И было сказано ибн аби Мулейке: «Поистине Зияд ан-Нумайри говорит: « Поистине награда ночи середины ша`бана подобна награде лейлати аль-кадр (ночь предопределения). Он (ибн аби Мулейка) сказал: « Если бы я его слышал и в моей руке палка то я бы ударил его». А Зияд был рассказчик».

Сказал выдающейся ученый аш-Шаукани (رحمه الله) в «аль-фаваид аль-маджму`а»: «Хадис: О `Али тот кто совершит 100 рака`атов в ночь середины ша`бана, читая в каждом рака`ате Фатиху, и «куль хуа Аллаху ахад» (сура ихлас) 10 раз, то Аллах выполнит все его потребности….» и до конца хадиса. Этот хадис вымышленный (мауду`), и в его словах - прямота о том сколько получит вознаграждения выполняющий его - то в чем нет сомнения у человека различающего, относительно его (хадиса) что он вымышленный.

Его (хадиса) передатчики не известные, также по другой цепочке передатчиков вся считается вымышленной (мауду`), и ее передатчики не известны.

И сказал в «аль-мухтар»: «Хадис намаза в середину ша`бана батль (не действителен), то что передает ибн Хибан от `Али: « Если наступит ночь середины ша`бана то выстаивайте (совершайте намаз) ее ночь и держите уразу (поститесь) ее день». То он слабый (да`иф).

И сказал в «аль-лаи»: 100 рака`атов в середине ша`бана с искренностью 1о раз…. Вымышленный (мауду`) и большинство его передатчиков в трех цепочках (иснад), не известные и слабые. Сказал: А 12 рака`атов с искренностью 30 раз, вымышленный, и четырнадцать (рака`атов) вымышленный.

И обольщилась группа из ученых этим хадисом, как автор «аль-ихя» и др. и также из муфассиров (толкователи Корана), и передается намаз этой ночи (ночи середины ш`бана) с разных сторон все они являются не действительны вымышленные… Закончилась желаемое.

Сказал хафиз аль-`Ираки:» Хадис намаза в середину ша`бана, вымышленный на Пророка (صلى الله عليه و سلم) и лож на него.

Сказал имам ан-Навави в книге «аль-маджму`»: « Намаз известный как намаз ра`аиб, а он состоит из 12 рака`атов между ма`рибом и `иша в первую ночь пятницы месяца раджаб и намаз в середину ша`бана 100 рака`атов, эти два намаза являются нововведением (бида`) порицаемые, и не обольщайтесь упоминанием их в книгах «кувату аль-кулюб», «ихьяу `улуму ад-дин», и не хадисом упомянутом в них, так как все это не действительно.

И не обольщайтесь некоторыми учеными которым стало не ясным его положение (намаза) и написали листы о желательности их (т.е. намаз ра`аиб, и намаз в середину ша`бана) так как поистине это ошибка.

И написал шейх имам абу Мухаммад `Абдуррахман ибн Исма`иль аль-Макдиси драгоценную книгу в их опровержение (т.е. намаз ра`аиб, и намаз в середину ша`бана), наилучшим образом выполнил (труд). И слова ученых относительно этого вопроса очень много.

И если начнем приводить все, на чем мы остановились из их слов в этом вопросе, то станет длинною речь, и наверно этого достаточно и в этом довольство для требующего истины.

И из того что предшествовало из аятов, хадисов и слов ученых становится ясным для требующего истину: То что празднование ночи середины ша`бана совершая намаз или другое кроме намаза, и обосабливать его день уразой (постом), порицаемое нововведение у большинства ученых, и нет этому основы в пречистом шариате, наоборот же это из того что было ново введено в ислам после времени сахабов (رضي الله عنهم).

И в этой главе достаточно требующему истину слов Аллаха Всевышнего: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию» и то что пришло в таком же смысле из аятов.

И слов пророка (صلى الله عليه و سلم) : «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». И в том что пришло в этом же смысле из хадисов. И в сахихе Муслим от аби Хурейры (رضي الله عنه) сказал: Сказал посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم):» Не обосаблевайте ночь пятницы выстаиванием (ночного намаза) среди других ночей, и не обосаблевайте ее день уразой (постом) среди других дней, кроме как будет в уразе (посте) держит ее один из вас».

И если бы было обосаблевание чего либо из ночей чем либо из поклонений разрешено, то ночь пятницы была бы первичнее других, так как ее день лучший день поднявшейся над ним солнце. Исходя из достоверных хадисов от посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم).

И когда предостерег пророк (صلى الله عليه و سلم) от обосабливания ее (пятницы) выстаиванием (ночного намаза) среди других ночей указывает это на то что другие ночи из ночей в первую очередь не разрешено обосаблевать что либо из них поклонением кроме как с достоверным доводом указывающем на обосаблевание.

И когда ночь предопределения (лейлату аль-кодр) и ночи рамадана были узаконены выстаивание (ночных намазов) и упорство в этом, указал пророк (صلى الله عليه و سلم) на это и побудил умму на это. И сам это делал как это приходит в двух достоверных сборниках от пророка (صلى الله عليه و سلم) : «Кто выстаивал ночной намаз в рамадане с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершенные им ранее грехи», и: «Кто выстаивал ночной намаз в ночь предопределения (лейлату аль кадар) с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершенные им ранее грехи».

И если бы ночь середины ша`бана, или ночь первой пятницы раджаба, или ночь исра ва ми`радж (ночново восхождения) было узаконенно ее обосаблевание празднованием или чем нибудь из поклонений, то пророк (صلى الله عليه وسلم) непременно бы указал умме на это, или делал бы сам.

А если бы из этого что нибудь и произошло то непременно сахабы (رضي الله عنهم) передали бы умме это и не скрыли бы это от нее. А они (сахабы) лутшие люди и более наставлающие после пророков (عليهم الصلاة والسلام) и да будет даволен Аллах сахабами посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم وأرضاهم).

И ты узнал из слов ученых: То что не преходит не чего достоверного от посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) и не от его сахабов (رضي الله عنهم) относительно предпочтения ночи первой пятницы раджаба, и не в предпочтение ночи середины ша`бана.

И стало известно что празднование их нововведение введенное в ислам. И так же обосаблевание их чем либо из поклонений порицаемое нововведение. И также 27 ночь раджаба относительно которой убеждены некоторые люди то что она лейлату аль-исра ва аль-ми`радж (ночь перенесения и вознесения), не разрешено обосаблевать ее чем либо из поклонений, так же как и нельзя отмечать ее празднованием исходя из предшествующих доказательств, это если бы знали (ее дату), а как же если достоверно из слов ученых что она не известна (т.е. дата леилат аль-исра ва аль-ми`радж)?!

А слова того кто сказал: То что она (т.е. леилат аль-исра ва аль-ми`радж) ночь 27 месяца раджаб,слова не действительны нет им основы в достоверных хадисах, и прекрасно сказал тот кто сказал:

Лучшие дела, которые предшествовали совершенные по прямому пути. А худшие дела новшества нововведения.

И Аллаха прошу чтобы помог нам и всем остальным мусульманам придерживаться сунны и укрепления на ней и предостеречь от того что ей противоречит поистине Он Щедрый.

С небольшим сокращением из «маджму` фатава» шейх `Абдель `Азиз ибн `Абделла ибн Баз.

انتهى بتصرّف واختصار من مجموع فتاوى سماحة الشيخ عبد العزيز بن عبد الله بن باز 2/882

По материалам исламских СМИ

    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)

Ночь Бараат, а по-арабски она называется «Лайлят-уль-Бараат», обозначена в Коране как священная. Это особенная для любого мусульманина ночь, когда он может просить милости и прощения Аллаха. Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». Ночь Бараат наступает в ночь с 14 на 15 число месяца Шабан (по другой версии с 15 на 16).

Её назвали так, потому что этой ночью происходит два «избавления» : лишение несчастных (грешных перед Всевышним) милости Творца и избавление авлия (любимцы Аллаха, приблизившиеся к Нему путем усердного поклонения) от неудач и беспомощности.

Имам Субуки в тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а ночь предопределения (лайлат-уль-кадр) - грехи всей жизни», т. е., оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь (Бараат) называют ночью смывания грехов.

Эту ночь называют «ночью жизни» из-за хадиса Пророка (мир ему и благословение), который передал Мунзирий: «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца Шабан, не умрёт в день смерти сердец».

Эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк (мир ему и благословение) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (мир ему и благословение) попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для тридцати, Пророк (мир ему и благословение) попросил и в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех людей, которые убежали от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (имеются в виду те, которые отдалились от Аллаха постоянством в совершении грехов)».

Также ночь Бараат называют «ночью прощения» из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца Шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему».

Эту ночь называют «ночью освобождения» из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Айша (да будет доволен ею Аллах) передает слова Пророка (мир ему и благословение): «О Айша, разве ты не знаешь, что эта ночь - ночь середины Шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме следующих категорий людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и наносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту, клеветников».

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступит ночь середины Шабана, оживляйте её и поститесь на следующий день. Поистине, Всевышний говорит: «Есть ли просящий прощения для того, чтобы Я его простил? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его?». И так Всевышний перечисляет людей с различными просьбами, пока не наступит рассвет».

В книге «Равз уль Афкар» приводится рассказ: «Однажды Иса ибн Марьям (мир ему) проходил мимо горы и увидел в ней белый камень, и пророк Иса (мир ему) начал кружиться вокруг него, рассматривая его и удивляясь ему. И Всевышний ниспослал ему откровение: «Хочешь ли ты, чтобы Я тебе показал то, что удивительнее того, что ты увидел?». И пророк Иса (мир ему) сказал: «Да». И камень раскололся, и внутри него был человек, в руках которого был зёленый посох, а возле него было виноградное дерево. И этот человек промолвил: «Это моё пропитание на каждый день». И пророк Иса (мир ему) спросил: «Сколько лет ты поклоняешься Аллаху в этом камне?». Он ответил: «400 лет». И пророк Иса (мир ему) воскликнул: «О мой Господь, я не думаю, что Ты создал творение лучше этого». И Всевышний ответил: «Тот, кто совершит два ракаата в ночь середины Шабана из уммы Мухаммада, дороже Мне, чем 400-летнее поклонение». И тогда пророк Иса (мир ему) промолвил: «Если бы я был из уммы Мухаммада (мир ему и благословение)!».

Шейх Абдулазиз Дарини сказал: «Тасбих-намаз - то, в чём были постоянны праведные люди». И, конечно, будет хорошо, если в эту ночь и ночь рагаиб совершить тасбих--намаз.

Ата ибн Ясар говорил: «После ночи «Лайлат-уль кадр» нет ночи лучше, чем ночь середины Шабана, и это ночь, когда принимается мольба».

Самое главное — пересмотреть в эту ночь свою жизнь, поступки, мысли. Не следует забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и мы вернемся к Аллаху. А Судный день обязательно настанет. В эту ночь происходят события, даются блага, приходят смерть и болезни, и они будут переданы соответствующим ангелам. Поэтому мусульманин не должен относиться к этой священной ночи небрежно: истинно верующий ни на миг не забывает, что создан Аллахом и будет возвращен к Нему. Бдительность приведёт мусульманина к счастью на этом и на том свете.

В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи Лайлят-уль-Бараат, которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сообщил следующее: «Как только наступит ночь в середине месяца Шабан, проводите её в поклонении, а днём держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: «Нет ли кающихся передо Мной? — Я их прощу; нет ли просящих блага? — Я дам им; нет ли охваченных болезнью? — Я ниспошлю выздоровление». И так продолжается до самого утра». Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Аллах в середине месяца Шабан смотрит на положение Своих рабов. Он прощает всех, кроме многобожников и злопамятных».

В другом хадисе сказано: «Аллах в ночь середины месяца Шабан, показав блага на небосводе земли, простит грехи людей, количество которых превышает количество волосков на шкурах баранов рода Келб».

Однако тут важно помнить, что этой ночью Всемогущий Аллах не посмотрит на лица (т.е. не простит грехи и не удостоит милости) тех, кто исповедует многобожие, испытывает злобу к мусульманам, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, провоцирует смуту, отступил от Ислама, а также клеветников, если они искренне не раскаются.

Аллах в ночь Бараат принимает покаяние и не жалеет Своей милости и прощения для тех, кто искренне поклоняется Ему и просит у него прощения. Достаточно того, чтобы мусульманин с раскаянием и мольбой обратился к Нему. Главное - искренность. В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратится ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Каждый человек должен тщательно проанализировать все свои поступки, дела, которые были совершены в течение года. И в том случае, если обнаружится нечто противоречащее повелениям Создателя, надо раскаяться и больше к этому не возвращаться. Если вдруг кто-то был обижен вами, то следует помириться, как это подобает братьям, ведь все мусульмане - братья. В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и непослушания родителям с намерением больше не возвращаться к ним. Иначе всё это будет отдалять нас от благодати и ценности Лайлят-уль-Бараат. Священную ночь Бараат надо постараться провести в служении: совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят-уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

От Посланника Аллаха (мир ему и благословение) нам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру «Ясин». В первый раз - для продления жизни, во второй — для избежания бед и несчастий, в третий — для увеличения благ. Знайте, что счастье и спасение возможны, если жить согласно повелениям Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Пусть же в эту ночь Всевышний простит и будет милостив ко всем мусульманам.

Хочется привести в пример дуа нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), которое он читал в эту ночь: «О Аллах! Я прибегаю к Твоему прощению от мучений, к Твоему довольству от Твоего гнева. Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил».

Накануне благословенной ночи Бараат, перед заходом солнца желательно 40 раз прочитать следующее дуа:

«Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар ва ля хавля ва ля куввата илля билляхиль алиййиль азим».

После этого дуа 100 раз - салават (приветствие) Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). А после обязательной молитвы магриб (вечерней) следует выполнить шесть ракаатов нафиль-намаза (желательного), совершая по два ракаата отдельно. Потом желательно прочитать суру «Ясин» с вышесказанными намерениями.

Также после чтения суры «Ясин» желательно обратиться к Аллаху со следующим дуа:

Перевод:

«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете лишь к уверовавшим!

О Аллах, о Обладатель Милости, не нуждающийся в милости других, о Обладатель Величия и Щедрости, о Обладатель всех благ! Нет бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя.

Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, защищаешь тех, кто просит защиты у Тебя, к Тебе прибегают подвергшиеся опасности, Ты являешься безопасностью тех, кто к этому стремится. Если Ты записал меня (нас) в матери книг [Хранимой Скрижали] заблудшим (и), лишенным (и), изгнанным (и), бедным (и), о Аллах, Твоей милостью сотри запись о моем (о нашем) заблуждении, лишении, изгнании, бедности и запиши меня (нас) в Хранимой Скрижали в числе благонравных, тех, кому расширены блага и кому благоприятствуют в совершении добрых деяний.

Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и слово Твое истинное: Аллах стирает то, что захочет, и оставляет то, что захочет, и у Аллаха Хранимая Скрижаль.

О Аллах! Во имя проявления самой Великой Твоей Милости в срединную ночь Шабана, отведи от меня (нас) беды, о которых я (мы) знаю и о которых не знаю. Ты - Великий и Щедрый.

Благословение Аллаха и мир [благополучие] господину нашему Мухаммаду, его семье [общине] и сподвижникам».

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан (ночь с 19 апреля на 20 мая, 2019 г.) .

Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует?

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.