День святого валентина происхождение праздника. Православные и католики не отмечают день влюбленных Красочное видео о истории происхождения праздника День Святого Валентина

Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня, как католика, поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России». Я отозвался на это приглашение, наивно надеясь убедить миллионы телезрителей в том, что День святого Валентина не является католическим праздником.

Мудрые люди предупреждали меня, что зря я трачу драгоценное время, и оказались правы: в той передаче меня использовали исключительно в качестве фона для некоторых более публичных персон и не предоставили ни малейшей возможности сказать что-то по существу дела. И хотя «Татьянин день» пока вряд ли может состязаться по численности аудитории с тем ток-шоу, я охотно откликаюсь на просьбу его редакции осветить вопрос об отношении Валентинова дня к Католической Церкви и ее отношении к нему.

Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня - они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween ) — это «Hallow Even», «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом , веками значится св. Валентин (и даже не один святой с таким именем).

А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей , которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию уже упоминавшегося Римского мартиролога , где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин. Более того, в изданиях Общего литургического календаря до 1969 г., когда была проведена его реформа, на 14 февраля предписана память «св. Валентина Пресвитера, мученика».

Вернемся, однако, к Римскому мартирологу , который, за редкими исключениями не углубляясь в подробности, телеграфным стилем перечисляет по-латыни лишь имена святых, с указанием чина каждого (иногда еще и географической принадлежности) и места его почитания. Итак, 14 февраля, помимо прочих, там упомянуты следующие святые:

Валентин, пресв[итер], м[ученик], в Риме.

Валентин, еп[ископ] Интерамны, м[ученик], в Риме.

Следует отметить, что в некоторых средневековых редакциях Римского мартиролога к ним добавляется еще и третий Валентин, мученик в [Северной] Африке.

Сейчас во многих печатных и электронных изданиях можно прочитать, что св. Валентин был добрым священником (или епископом), который зачастую тайком венчал тех влюбленных, которым злые родственники мешали вступить в брак, а потому он и сделался покровителем влюбленных. Имеет ли это под собой какие-то исторические основания?

Для начала давайте разберемся в том, что вообще доподлинно известно о каждом из упомянутых Валентинов.

О Валентине Римском (так нередко принято называть первого из упомянутых в Мартирологе ) самые ранние источники сообщают лишь то, что он был священником в Риме и принял мученичество во время одного из гонений на христиан (видимо, во 2-й пол. III в.: наиболее вероятен 269 г., хотя есть и иные датировки), а также то, что он был погребен за воротами Рима у Фламиниевой дороги. В 496 г. Папа Гелазий утвердил его почитание в Риме в числе «имен тех, кто справедливо почитается среди людей, но чьи деяния известны только Богу». Едва ли можно найти более красноречивое свидетельство тому, что уже через два века после мученической кончины этого подвижника не осталось никаких данных о его жизни. Долгое время на месте его погребения находилась построенная в IV в. базилика св. Валентина за вратами (Basilica S. Valentini extra Portam), но к XVII в. она пришла в запустение, а части предполагаемых мощей святого перекочевали в разные храмы Рима и других городов Европы.

О другом Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в том же Риме (вероятно, ок. 197 г.) и был погребен у той же Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Интерамну, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах и весях.

Наконец, о Валентине из Северной Африки известно лишь то, что он был мучеником.

Как можно видеть, обо всех мучениках Валентинах, почитаемых Католической Церковью в этот день, не имеется почти никаких достоверных сведений. Между прочим, многие из католических церковных историков разделяют уже давно хорошо обоснованное мнение, что за первыми двумя Валентинами скрывается только одна реальная историческая личность, которую со временем церковное предание представило в виде двух разных персонажей.

Никакие иные сведения ни об одном из этих мучеников не засвидетельствованы ранее Зрелого Средневековья, когда их имена стали обрастать житийными подробностями. Так, знаменитая «Золотая легенда» представляет несколько более детальную историю мученичества Валентина Римского во время гонения на христиан императора Клавдия II. Между прочим, первые два Валентина вошли и в календари Православных Церквей. Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский - 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»). Нельзя не отметить и того знаменательного факта, что 15 января 2003 г. епископ г. Терни Винченцо Палья передал в дар Святейшему Патриарху Алексию и в его лице всей Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского.

Первое известное науке упоминание о дне св. Валентина, хоть каким-то образом связанное с любовной или матримониальной тематикой, обнаруживается у известного английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340—1400) в его поэме «Птичий парламент»:

Зане был день Святого Валентина,
Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!
Лесной, речной, морской явился всяк
Летун — и сборище кричало так,
Что дебри, мне почудилось, тряслись,
И мнилось, будто содрогалась высь.

(Пер. Сергея Александровского ).

Позже любовные и брачные коннотации время от времени обнаруживаются в письменных памятниках Англии (и реже Франции). В числе наиболее известных упоминаний — у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет:

С рассвета в Валентинов день
Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.

(Пер. Бориса Пастернака )

Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией (преимущественно протестантской, заметим), к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок, несколько в карикатурном свете представленных Диккенсом в «Посмертных записках Пиквикского Клуба» (1847 г.):

«Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой и поджаривавшихся на ярком огне, в то время как чета людоедов в современных костюмах — джентльмен в синей куртке и белых брюках, а леди в темно-красной шубе, с зонтом того же цвета — приближались с голодным видом к жаркому по извилистой песчаной дорожке. Явно нескромный молодой джентльмен, одеянием которого служила только пара крыльев, был изображен в качестве надзирающего за стряпней; шпиль церкви на Ленгхем-плейс, Лондон, виднелся вдали, а все вместе было "валентинкой", и таких "валентинок", как гласило объявление, в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене - полтора шиллинга за штуку» (Пер. А.В. Кривцовой и Е.Ланна ).

Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик (тот или другой) ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже - по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Именно тогда возникнут легенды о том, что император Клавдий, который хотел обратить римского пресвитера Валентина в язычество, руководствовался, помимо прочего, вполне конкретными политическими соображениями: в империи оставалось сравнительно мало неженатых мужчин, а именно таковые были особенно полезны для укомплектования армии. Усматривая в целибатном христианине потенциально полноценного призывника, цезарь и стремился его обратить. Валентин же, в свою очередь, делал прямо противоположное: тайно венчая тех, кому родственники этого не позволяли, он неуклонно снижал боеспособность империи, за что и поплатился головой.

Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710—1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен).

Правда, легенду о Валентине как авторе первой в истории валентинки придумали еще позже. Якобы сам Валентин был тайно влюблен в исцеленную им дочь тюремщика и перед казнью отправил послание своей возлюбленной, подписав его своим собственным именем (в отличие от последующих валентинок, которые нередко бывали анонимными). Эта легенда появилась уже в XX в. в лоне одной из фирм, специализировавшейся на выпуске продукции к празднику.

И всё же почему игровые обычаи любовного или матримониального содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина? Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л. С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые обряды, связанные с плодородием, хотя они и не были направлены на поиск будущего спутника жизни, а совершались супругами, не имеющими потомства, о чем подробно можно прочитать в «Фастах» Овидия (на 15 февраля). Однако вполне вероятно, что какие-то другие предвесенние языческие обряды в том регионе, где Валентинов день обрел известные нам коннотации, продолжали сохраняться в народных обычаях и тесно сплелись с этим днем календаря.

Уместен вопрос: почему же теперь литургическую память св. Валентина Пресвитера сменила в Римско-Католической Церкви память свв. Кирилла и Мефодия? Чем не угодил св. Валентин католической иерархии? Или она решила искоренить таким образом не вполне благочестивые обычаи, связанные с этим днем? Вовсе нет. Проводя реформу церковного календаря, Католическая Церковь руководствовалась целым рядом соображений, в частности, стремлением представить в Общем календаре тех святых, которые имеют подлинно общецерковное значение, и исключить из него многих из тех, о ком исторические сведения крайне скудны, сохранив их, тем не менее, в списках чтимых Церковью святых, но в качестве местночтимых. Дата для памяти свв. Кирилла и Мефодия была выбрана не случайно: именно 14 февраля 869 завершился земной путь св. Кирилла. Таким образом, литургического празднование св. Валентина исчезло из Общего календаря , сохранившись лишь в частных календарях некоторых мест. Кроме того, поскольку Кирилл и Мефодий почитаются Католической Церковью в числе святых покровителей Европы, на территории этой части света (включая и европейскую часть России) день свв. Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, а стало быть — более высокий уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой св. Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный праздник).

Итак, в Католической Церкви нет общецерковного праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом. Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран: он широко празднуется как в католической Мексике, так и в православных по своим корням странах Восточной Европы, а еще бо льшую популярность обретает в совсем далеких от христианского мира странах Дальнего Востока.

Католическая Церковь никогда не высказывала своего отношения к этому феномену молодежной культуры в виде каких-то официальных суждений Ватикана. Есть разные, порой противоположные суждения отдельных епископов, священников или простых верующих. Наряду с критическими, можно встретить и нейтральные, и даже вполне одобрительные. Некоторые пастыри, работающие с молодежью, стремятся каким-то образом «воцерковить» сложившиеся обычаи Валентинова дня. Кое-где в США и других странах в этот день все-таки служатся мессы св. Валентину (каноническая основа таких литургических празднований остается спорной) с участием молодежи и с какими-то соответствующими молитвенными интенциями. Но это не более чем частные инициативы, вызывающие в Католической Церкви далеко не однозначную реакцию.

День святого Валентина, который ежегодно отмечают 14 февраля, издавна окутан различными тайнами и легендами его происхождения. Одни сторонники праздника влюбленных придают романтическое значение этому дню, другие же расценивают его лишь из коммерческих соображений. Однако все же стоит узнать, откуда мы можем брать истоки и историю всем известной даты.

История Дня святого Валентина

День всех влюбленных или День святого Валентина – это не только праздник романтики, любви и нежности. Как сообщают различные источники, праздник окутан многими легендами, и никто точно не знает, существовал ли святой Валентин и действительно ли он впервые подарил возлюбленной романтическую валентинку.

Священник Валентин

Согласно одной легенде в 269 году н.э. римский император Клавдий II стремился завоевать весь мир, однако для осуществления экспансии ему приходилось собирать сильную армию. Поскольку семейный институт удерживал мужчин от военной службы, император издал указ о запрете женитьбы во время военной службы.

Однако молодой священник Валентин, который еще занимался естественными науками и медициной, не слушал приказы Клавдия II и втайне от всех венчал влюбленных. Когда император узнал об этом, то приговорил Валентина к смертной казни. Но во время ожидания исполнения смертного приговора Валентин в тюрьме влюбился в слепую дочь тюремщика Юлию и исцелил ее.

Перед казнью он оставил ей прощальное послание и подписал его "Твой Валентин". Именно с этим невероятным моментом и проявлением любви связывают и появление Дня всех влюбленных, и обычай дарить валентинки. Священнику отрубили голову, а позже Валентин был канонизирован католической церковью. В 496 году Папа Римский Геласий I объявил 14 февраля Днем святого Валентина.

Вдохновитель христианства Валентин

Если верить другой легенде, то День Святого Валентина возник как память о христианине Валентине, который был настоящим вдохновителем для других. Во время тайного венчания римских патрициев (представителей коренного римского народа), их всех задержали.


Как представитель высшего класса, Валентин мог избежать казни, но его слуги такой привилегии не имели. Однако им и в дальнейшем продолжали восхищаться и проводить тайные брачные церемонии под его покровом.

Три мученника Валентина

Как сообщают в других легендах и рассказах, возможно, существовало еще как минимум трое мужчин с именами Валентин, которые мученической смертью умерли за христианскую веру.

В наиболее раннем римском хронографе 354 года о них ничего не говорится, но если верить старинным легендам, то все они погибли не позднее 270-го года.

Один из Валентинов был священником и врачом в Риме и погиб в 269 году (времена императора Клавдия II). Второй Валентин был епископом в Терни (Италия) и умер в 197 году. Двое Валентинов, которые умерли мученической смертью за христианскую веру, были похоронены на одном кладбище (вблизи современных ворот Порта дель Пополо в Риме, которые теперь часто называют "воротами Святого Валентина").


Ворота святого Валентина в Риме

Впоследствии останки первого Валентина хранились в одной из церквей Рима, а в 1836 году Папа Римский Григорий XVI передал останки церкви в Дублине, где они хранятся и до сих пор. Останки второго Валентина сегодня находятся в базилике Святого Валентина в Терни – в городе его пасторства.

Третий Валентин жил в Египте примерно в 100-153 годах. Он был ценным кандидатом на пост римского епископа (т. е. Папы) и в своих проповедях превозносил ценности брака как воплощения христианской любви. Об обстоятельствах его смерти и о месте захоронения практически ничего неизвестно.

Языческие корни

Также в некоторых источниках отмечают, что День святого Валентина в христианские времена заменил собой языческий праздник луперкалии (в честь бога Фавна, а по другой версии – в честь богини брака, семьи Юноны), который также когда-то отмечался ежегодно 14 февраля. Эта замена произошла в 496 году по распоряжению того же Папы Римского Геласия I.


День святого Валентина: история возникновения праздника 14 февраля

Но в такой практике нет ничего удивительного, поскольку по такому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Купала, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцестояния (около 25 декабря и 7 июля соответственно).

Покровитель душевнобольных

В Римско-католической церкви святой Валентин официально считается не покровителем влюбленных, а покровителем людей, страдающих нервными заболеваниями. Именно поэтому иконы часто изображают Валентина в одежде священника или епископа, который оздоравливает юношу от эпилепсии или же психических расстройств. Тогда таких людей называли душевнобольными.



Святой Валентин был покровителем душевнобольных


Святой Валентин был покровителем душевнобольных

Согласно церковному преданию, на могиле святого Валентина один юноша, который болел эпилепсией, долго молился и выздоровел.

Исчезновение Дня святого Валентина

Как известно, у римо-католиков есть 16 святых Валентинов и две Святых Валентины. В 1969 году покровитель влюбленных был изъят из календаря святых из-за сомнительного исторического обоснования. Сейчас 14 февраля римо-католики отмечают День Святых Кирилла и Мефодия, которых Папа Римский Иоанн II провозгласил святыми покровителями Европы.

Сегодня УГКЦ отмечает 14 февраля как надвечерье Сретение и чествованием памяти мученика Трифона. В УПЦ также почитается память мученика Трифона, Перпетуи, Сатиры, Саторнилы и других. Считается, что в Западной Европе День Святого Валентина стал широко отмечаться с XIII века, в США – с 1777 года.


День святого Валентина: история возникновения праздника 14 февраля

По последней информации, мощи покровителя влюбленных святого Валентина уже три века подряд сохраняются в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе (Львовская область). Подлинность реликвии якобы подтверждает документ Папы Римского от 1759 года. Как отмечает о. Богдан Добрянский из прихода в Самборе, святой Валентин был покровителем Перемышльско-Самборской епархии.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе (Львовская область)


Мощи святого Валентина в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе (Львовская область)

История возникновения валентинки

Согласно легендам, древний обычай посылать любимым открытки в День святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная герцогом Карлом Орлеанским в 1415 году.

День Святого Валентина также известен как Валентинов день, а в обиходе чаще именуется как День всех влюбленных. История праздника восходит к глубокой древности, и тесно связана с древнеримскими языческими практиками. Предшественник Дня всех влюбленных — жестокий языческий праздник Луперкалии, который также отмечался 14 февраля. В этот день римляне приносили жертвы богине лихорадочной любви и богу Фавну. После обряда, из шкур жертвенных животных римляне изготавливали бичи, с которыми выходили на улицы и избивали ими всех встречных женщин. Считалось, что порка помогала бесплодным женщинам обрести способность к деторождению. Впоследствии, после христианизации Рима, Луперкалии были запрещены.

Кто такой святой Валентин

Личность святого Валентина за столетия успела обрасти красивыми легендами. Большинство историков сходятся во мнении, что родоначальником праздника всех влюбленных был полевой врач и священник Валентин. Он жил в третьем веке до нашей эры и прислуживал у римского императора Клавдия II.

© Sputnik / Наталья Селиверстова

Влюбленные в Парке Горького в Москве

Клавдий II был жестоким диктатором, и в определенный момент пришел к мысли, что неженатые мужчины не несут пользы для государства, а потому им лучше сражаться на поле битвы. По этой причине он вскоре запретил мужчинам жениться, а девушкам выходить замуж.

Валентин же был полевым врачом, и воочию видел страдания солдат, поэтому, под покровом ночи, тайно венчал влюбленных. Вскоре, до императора дошли слухи, и за свою деятельность Валентина приговорили к смертной казни. В тюрьме Валентин познакомился со слепой дочкой надзирателя Юлией, и влюбился в нее. Опьяненный чувствами, он написал первую в истории валентинку — письмо, подписанное "Твой Валентин". К несчастью, до Юлии письмо дошло только после казни Валентина, а казнили его 14 февраля 269 года. А как гласит легенда, Юлия, прочитав письмо Валентина, вновь обрела зрение.

Обычаи на День Влюбленных

В Америке в Валентинов день принято дарить невестам красно-белую карамель в форме сердца. Красный свет символизирует страсть, а белый — преданность и искренность. В Италии также на День Влюбленных дарят друг другу сладости, а во Франции радуют друг друга дорогими украшениями.
В Японии День Влюбленных скорее мужской праздник — подарки получают только мужчины.

© Sputnik / Алексей Мальгавко

Приметы на День Валентина

Существует несколько народных примет на Валентинов день. Например, если в этот день вы посмотрите на небо и увидите там воробья, то стоит остерегаться непорядочных ухажеров. А если над вами пролетела синица — значит муж будет верным и семейным. Похожая примета связана с собаками: если на Валентинов день к вам подбежит собака и начнет обнюхивать ваши сапоги, то будущий муж будет семьянином и подкаблучником. А если вам повстречается кот, то ваш супруг будет ветреным и ненадежным.

Или День всех влюбленных. Начиная с 1990-х годов этот праздник стал популярным и в России.

Изначально празднование памяти святого Валентина было установлено как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. На заре христианства три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев.

Второй Валентин был епископом Интерамны (ныне город Терни, Италия), он был казнен во время гонений на христиан и похоронен при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Третий мученик — пресвитер Валентин был обезглавлен между 268 и 270 годами, и похоронен при Фламиниевой дороге. Мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа — в городе Терни.

Во время реформы римско-католического календаря святых 1969 года празднование памяти Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. В католическом богослужебном календаре 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В православной церкви оба мученика Валентина имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа.

История возникновение имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных относится к Средним векам и их романтической литературе, а не к обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.

День 14 февраля в Англии и Шотландии сопровождался своеобразным обычаем . Накануне дня, посвященного святому Валентину, собирались молодые люди и клали в урну билетики с написанными на них именами молодых девушек. Затем каждый вынимал по одному билетику. Девушка, имя которой доставалось молодому человеку, становилась на предстоящий год его "Валентиной", также как и он ее "Валентином". Это означало, что между молодыми людьми на год возникали отношения, подобные тем, которые, по описаниям средневековых романов, возникали между рыцарем и его "дамой сердца". Этот обычай имел языческое происхождение.

По установившемуся издревле обычаю, юноши в этот день посылали своим возлюбленным подарки , а также письма и стихотворения, в которых выражали свои чувства и пожелания.

Самой первой поздравительной открыткой-валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.

Большой популярностью пользовались валентинки в XVIII веке, особенно в Англии. Ими обменивались в качестве подарков . Влюбленные делали открытки из разноцветной бумаги и подписывали красочными чернилами. К началу XX века с улучшением технологии печати печатные открытки стали заменять рукописные.

Сегодня в День влюбленных в виде сердечек, с признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками.

Итальянцы 14 февраля называют сладким днем и дарят сладости и конфеты. Валентинки посылают по почте в розовом конверте без обратного адреса.

В Дании обычно посылают друг другу засушенные белые цветы, а в Испании верхом страсти считается отправить любовное послание с почтовым голубем.

В Японии в День святого Валентина уже несколько десятилетий . Это не столько признание в любви, сколько знак внимания. Шоколадными наборами, специально выпущенными к этому дню, обмениваются подруги, многие японки покупают "валентиновый" шоколад самим себе. В последние годы мода дарить шоколад дошла и до начальных школ и даже детских садов.

Дарить шоколад в День святого Валентина распространена и в Южной Корее, причем подарки делают только женщины своим мужчинам. Для самых близких мужчин жительницы Южной Кореи готовят шоколад своими руками.

С каждым годом День Святого Валентина набирает все большую популярность в нашей стране и уже становится абсолютно привычной датой в череде самых любимых праздников. Причем, именно 14 февраля , в день всех влюбленных, в любви признаются не только любящие друг друга люди, но и даже близкие родственники и друзья. По традиции, в этот день принято дарить друг другу валентинки. Это могут быть обычные открытки, с изображением маленьких купидончиков, цветов, сердечек и прочих миленьких атрибутов.

Легенда про День Святого Валентина


Согласно главной легенде праздника дня всех влюбленных – Валентин появился еще в 269 году нашей эры, когда римский император Клавдий II готовился в очередной раз покорить и завоевать весь мир. Но в его амбициозной идее был один большой изъян – армия тирана была слишком мала. С этой проблемой Клавдий решил бороться на корню и посчитал, что причина неудач его армии – семейная жизнь солдат и именно поэтому он выпустил в свет закон, запрещающий воинам жениться на протяжение всей службы. Семья, жена и прочая обуза – слишком отвлекает от важных, государственных дел, считал Клавдий, а поэтому первым делом – самолеты, ну а девушки – потом. Причем сам Клавдий II, по утверждениям современников, девушек любил, причем часто и много. Вот такой вот ханжа.


Однако, все воины смирились с новым законом и стали усердно заниматься несением службы, но был среди них и один мятежник, кто не был согласен с гнусным законом. Как несложно догадаться, звали этого смутьяна – Валентин. Молодой священник уже тогда считал, что лучше заниматься любовью, а не войной и вопреки указу императора массово венчал влюбленных. Как только Клавдий узнал о столь дерзком поступке, он тут же приказал казнить виновника .

Продолжение истории возникновения Дня Святого Валентина

Ожидая своей участи, Валентин не терял время зря и накануне казни, полюбил дочь тюремщика. Надо сказать, что девушка была очень красива, но от рождения слепая. Практикующий алхимик сумел вылечить красавицу от недуга и спустя годы она сумела увидеть мир, а заодно и доброго Валентина, сумевшего справится с болезнью. Накануне казни он решил послать любимой весточку, где признался в своих чувствах и подписался просто – «Твой Валентин» . Это послание и стало самой первой в мире валентинкой.


Казнь священника состоялась 14 февраля 269 года. За ослушание указа императора Валентину отсекли голову. Спустя много лет католическая церковь возвела его в лик святых и в 469 году, в канун двухсотлетия казни Валентина, папа Римский Гиласиус постановил, что отныне, каждый год в день казни священника, все влюбленные мира получают свой собственный праздник – День Святого Валентина.

Традиции Дня Святого Валентина

Традиция праздновать День Святого Валентина корнями уходит в 12-е столетие и отмечается в странах Западной Европы уже на протяжение 800 лет. С первыми переселенцами праздник перекочевал в Северную Америку, где святой почитается с конца 18 века. В нашей стране популярность Святого Валентина пришла с обретением независимости и распадом СССР.


Накануне праздника Дня Святого Валентина тысячи влюбленных ломают головы – как же удивить свою половинку и какой сюрприз приготовить. Конечно, приятно получить красочную валентинку, в которой написано трогательное признание или же подарить декоративное сердечко с купидончиками, но, как говорится, хочется и чего-нибудь посущественнее.
Так, например, практичные американцы придумали дарить своим половинкам в день всех влюбленных сладкие подарки. В начале 19 века на День Святого Валентина мужчины обязательно дарили своим дамам разнообразные сладости из марципана, а также карамельки, выполненные в форме этого самого сердца.


Цвета для конфеток также подбирали специальные – красно-белые, символизирующие красную, яркую страсть и белую чистоту чувств. На конфетках наносили имена любимого человека и признания. Прогресс не стоял на месте и вместо одной «сердечной» конфетки стало принято дарить целые сладкие наборы, обычно, конфеты укладывали в специальную коробку в форме сердца.

День Святого Валентина в разных странах:

Как празднуют День Святого Валентина в Англии?

Если обратиться к традициям празднования дня всех влюбленных в разных странах мира, то интересно, что в Англии мужчины сами выбирали себе свою Валентину . На кусочках бумаги они писали имена девушек, далее смешивали их в шляпе, а затем тянули наугад. Что-то из разряда спортивной жеребьевки, только вместо будущего соперника для соревнований, мужчины вытягивали партнера – и девушка, например, с именем Ребекка, в одночасье становилась Валентиной для данного, конкретного мужчины.

День Святого Валентина в Италии

Итальянцы, как и американцы, превратили День Святого Валентина в сладкий праздник и дарят друг другу тортики, пирожные и конфеты.

14 февраля во Франции

Французы предпочитают что-нибудь по эффектнее и дарят различные драгоценности. Кстати , именно французам принадлежит идея дарить друг другу красивые послания в виде стихов. Видимо дело здесь не столько в складности четверостиший, сколько в самом языке, на котором оно исполнено. Как известно, французский язык признан во всем мире, как язык любви.

Финский день всех влюбленных

Горячие финские парни и вовсе решили превратить День Святого Валентина в международный женский день, точнее, в его маленький филиал. В этот день только женщины в Финляндии получают подарки.

Япония 14-го февраля

А в Японии, как всегда все переставили с ног на голову и в этот день принято поздравлять мужчин , а самый популярный подарок на День Святого Валентина – какой-нибудь мужской аксессуар.

День Святого Валентина в Польше

Нашим соседям – полякам, в этот день повезло больше всех. Именно в их стране, а точнее, на территории Познаньской метрополии находятся святые мощи Валентина. Там же находится чудотворный образ святого, к которому тысячи паломников ежегодно обращаются за помощью и благословением. И как правило Святой Валентин никому не отказывает , продолжая творить чудеса спустя сотни лет, после своего ухода в мир иной.