50 лет назад ученики младшей школы. Сценарий празднования юбилея школы «50 лет как одно мгновение

Эдуард Алхазов о школе № 37, учителях и встрече выпускников 50 лет спустя

Доктор истории Эдуард Михайлович Алхазов вместе со своими одноклассниками недавно отметил 50-летний юбилей с момента окончания школы. Отпраздновали день встречи выпускников почти в полном составе! Об учителях, о том, каким был лицей им. Н. В. Гоголя в 60-х и чему раньше учили школе - в нашем интервью.

«Главное, чему нас учили – это думать».


– 50 лет назад Вы окончили школу № 37, сейчас это лицей имени Н. В. Гоголя.

– Да, я коренной кишиневец, родился в 1950 году. Живу в той же квартире, что и в 1957 году, на улице Влайку Пыркэлаб (бывш. 28 июня, бывш. Синадиновская, бывш. Галбенская). Моя школа находилась всего в двух кварталах от дома. Когда я пошел в первый класс, моя старшая сестра Тереза уже училась в 3-м. У меня сохранилась копия заявления моего папы директору школы с просьбой принять меня с первый класс. Я учился там все 10 лет и окончил школу в 1967 году.

– Кто был директором, помните?

– Конечно. Всеволод Алексеевич Китаев – знаменитая в Кишиневе личность. Заслуженный учитель. Человек необыкновенно умный и мужественный. Какое-то время он у нас даже вел химию. За ним у школьников с 50-х годов закрепилась кличка «Слон» – это знали все. Директором школы он проработал с 1946 по 1976 год – целых 30 лет. На наш взгляд, главная его заслуга в том, что он собрал и поддерживал великолепную команду преподавателей.

– Наверное, многих бы хотелось увидеть спустя 50 лет…

– На встрече в школе мы вспомнили 20 наших преподавателей. К сожалению, из наших учителей почти никого не осталось. Эти люди вкладывали душу в наше образование, учили любить прекрасное. Они были специалистами высокого уровня. Главное, чему они нас учили – это думать: на уроках литературы и математики, географии и истории, химии и астрономии. Я это понял более отчетливо, когда сам стал преподавать, и часто вспоминал их.

Мы гордимся тем, что нам преподавали литературу Елена Михайловна Сенкевич и Нина Яковлевна Волосюк, математику – Григорий Вениаминович Дратва и Исаак Лазаревич Деркауцан, географию – Филипп Борисович Каганов, химию – директор школы Всеволод Алексеевич Китаев. Было не так много школ в то время, которые имели отличную репутацию в Кишиневе. И 37-ая, бесспорно, была в числе лидеров.


«Не бывает бывших одноклассников».

– Расскажите о встрече выпускников. Удалось ли собраться полным составом?

– Всего в нашем выпуске был 31 человек (21 девочек и 10 мальчиков), в этот раз собралось больше половины. Кишиневцы ежегодно собираются несколько раз в год, если кто-то приезжает – это тоже хороший повод встретиться. Конечно, к 50-летию мы готовились. Иосиф приехал из Нью-Джерси, Арик с Белой – из Холона, Таня – из Киева, Дора – из Хайфы, Таня – из Сиверска под Питером. Учитывая, что прошло 50 лет, некоторые не смогли приехать по уважительным причинам. Есть у нас еще одноклассники и в Нью-Йорке, и в Минске, и в Израиле. Они получают материалы и фото наших встреч. Мы общаемся, я знаю, где живут и чем занимаются почти все. Четверых, к сожалению, уже нет.

– Удивительно, как вы дружите уже столько лет. В наше время - это большая редкость, несмотря на то, что возможностей общаться и поддерживать связь у нас намного больше.

– Нас связывает детство, школа. Это прекрасное время в жизни большинства людей, время становления личностей. Все одноклассники получили высшее образование, среди нас есть несколько строителей, экономисты, механики, учителя, историки, технологи. Три доктора наук. Мы все разные – и это хорошо, мы дополняем друг друга. Мы никогда не делали различий между нами ни по национальности, ни по материальному положению – просто дружили. Кто-то больше любил Пушкина, кто-то – Есенина, мне больше нравился Лермонтов, Гоголь, Шолохов. Бабеля, Ильфа и Петрова любили все. Сразу после окончания школы показалось, что жизнь нас развела. Я и мой друг Арик служили в армии, большая часть училась в вузах Кишинева, Ленинграда, Москвы. Но уже спустя несколько лет после окончания мы стали ежегодно встречаться. В этот раз те, кому не удалось приехать, передавали приветы, поздравления и даже написали стихи.

– А почему встретиться решили летом? Обычно под этот день выделяют первую субботу февраля.

– Директор и завуч школы сказали, что двери для нас открыты всегда. Выпускной был 24 июня 1967 года, и мы решили собраться на юбилей: встреча одноклассников состоялась 23-25 июня 2017. Наша программа была рассчитана на 3 дня.

– Значит, у вас был целый план на несколько дней?

– В первый день мы встретились в парке Пушкина, возложили цветы Александру Сергеевичу, затем прошли в старое здание школы, в котором учились, на улице Бэнулеску-Бодони. Теперь в этом корпусе лицей «Мирча Элиаде». Вы знали, что раньше там находилась 37 школа? Учебное заведение было основано М. В. Карчевским еще в 1901 году. Нас встретил директор лицея, показал класс, в котором мы учились последние два года.

После этого мы прошли в нынешнее здание школы. Встретили там Нину Яковлевну Волосюк – учителя русского языка и литературы и нашего классного руководителя. Она уже, конечно, на пенсии, но мы были очень рады, что она смогла прийти с нами повидаться. Удивительно, но она помнит нас всех по именам и фамилиям, несмотря на то, что ей уже 89 лет. Это просто восторг! А ее речь на встрече в школе нас просто поразила. Вы только послушайте, что она говорит о непреходящих ценностях! Мы гордимся, что у нас были такие учителя!

Позже был назначен ужин в ресторане. Мы смотрели на большом экране школьные фотографии всех выпускников, виньетки, снимки предыдущих встреч, карикатуры, даже некоторые семейные снимки. Всего показали примерно 250 фото. Некоторые из них были сюрпризом. Не скрою, что смотрели со слезами на глазах. Сопровождался показ музыкой 60-х годов.

– Полное погружение.

­– Да, звучали песни о школе из серии «Когда уйдешь со школьного двора», эстрадные песни 60-х годов, Окуджава и Визбор, Городницкий и Кукин. Прекрасные мелодии играли за кадром, создавая нужную атмосферу. Мы отлично провели время, а на следующий день (ровно на 50-летие) мы поехали в Кэприяны. Третий день посвятили поездке в Вадул-луй-водэ. Устроили пикник у Днестра, попели и наговорились от души!


«Самые яркие воспоминания о школе – это учителя, друзья, баскетбол и КВН».

­– Удалось вспомнить что-то особенно интересное?

– Интересных разговоров было много. Мы пришли к выводу, что время в школьные годы текло иначе, чем сейчас: утро, проведенное в школе, для нас было целым днем. Мы очень много читали, обсуждали книги и фильмы. Это было время самого активного познания окружающего мира и самого себя. Вспомнили мы наши переживания, когда учитель говорил: «А сейчас к доске пойдет….». И это волнение было связано не только с тем, выучил ты урок или нет. Например, на уроке географии можно было запросто получить двойку за выражение «вверх по карте» (а не на север, или северо-восток).

Я попросил ребят рассказать, что каждый помнит о выпускном вечере. Одна из одноклассниц напомнила мне, что первый вальс я танцевал с ней, а второй – со своей мамой. И все стали дополнять. Коллективная память – это замечательно!

– А какое лично Ваше самое яркое воспоминание со школы?

– Очень много было ярких моментов. Например, занятия спортом очень запомнились: наша команда заняла второе место по городу по баскетболу! А ведь у нас была очень старая асфальтовая площадка для тренировок в школьном дворе. Еще одно из любимых воспоминаний ­­– участие в КВН. Мы играли от школы, развивали свою креативность, шутили, пели, играли на гитарах.

Мы также участвовали в соревнованиях по туризму в Трушенах: кто быстрее и лучше установит палатку, разожжет костер, переправится через овраг при помощи троса, пройдет по компасу. Было много внеклассных мероприятий, которые организовывала школа, мы занимались в разных кружках и спортивных секциях. Нам было чем заняться, а теперь есть что вспомнить!

– О следующей встрече уже договорились?

– У нас в этом году у нас еще одна круглая дата. Многие из нас познакомились 1 сентября 1957 года, то есть 60 лет назад. Мы попробуем согласовать время и устроить конференцию по скайпу в этот день с нашими зарубежными друзьями. Одноклассники бывшими не бывают, не правда ли?

Мы не были самым сильным классом среди четырех выпускных, но, как оказалось, не это главное. Наш 10 «А» оказался самым активным и дружным, и я очень этим горжусь!

Нашим бабушкам и дедушкам сегодня по 50-60 лет, значит когда они учились во 2-3 классе, это были шестидесятые годы прошлого века. Это было время, когда Советский Союз (так называлась тогда наша страна) восстанавливался после Великой Отечественной войны, когда наш Юрий Гагарин полетел впервые в космос, когда появилось телевидение и когда ваших мам и пап ещё не было на свете…

Глядя на бабушку, даже не верится, что она когда то была девочкой и бежала в школу с ранцем. Или посмотри на дедушку. Ты можешь представить себе, что он боялся признаваться своей маме, что за «домашку» получил двойку? А это всё было!

Государство старалось делать как можно больше для детей, так как руководители страны понимали, дети - это будущее государства. Строились новые школы, дворцы пионеров, создавались пионерские лагеря. Все спортивные секции и кружки были бесплатными. Можно было одновременно заниматься спортом и посещать кружок, ну например, «Мастерок», где учили лепить из глины фигурки, выжигать по дереву, музыкальные школы и художественные студии - и всё бесплатно.

Первого сентября, как и сейчас, все школьники шли с цветами в школу, всего лишь на один урок. Он назывался «Уроком мира». Ученикам выдавали учебники, которые им доставались от ребят, перешедших в старший класс. На последний странице учебника были указаны фамилия и имя ученика, владевшего учебником ранее, и всегда можно было понять по учебнику, неряха этот ученик или аккуратный.

Уроки длились по сорок пять минут, а в начальной школе дети учились с первого по третий классы. Основными предметами были арифметика (математика сегодня), русский язык, чтение, физкультура, труд и рисование. Самая высокая оценка - ПЯТЬ, самая низкая - ЕДИНИЦА. Все дети в школу ходили в школьной форме, а если кто-то из ребят пришёл в грязной форме, его могли не пустить в школу. В каждой школе была своя столовая, и после первого урока вся школа наполнялась ароматом вкусного обеда.

Тетради, дневники и другие школьные принадлежности были у всех одинаковые, потому что в магазинах выбор канцелярской продукции был небольшой. Шариковых ручек тогда ещё не было, все писали чернилами, и у каждого была чернильница-НЕПРОЛИВАЙКА.

На переменах наши бабушки и дедушки любили играть в «колечко», «испорченный телефон», «ручейки», «море волнуется, раз», фанты, «съедобное-несъедобное» и многие другие игры, всех и не перечесть. После школы, когда уроки сделаны, вся детвора собиралась во дворе. Тогда самой любимой игрой были прятки. Азарт накалялся, когда наступал вечер, опускались сумерки, и водящий не сразу мог найти спрятавшихся. Салочки, или догонялки, казаки-разбойники - тоже доставляли массу удовольствия. Мальчишки часто гоняли во дворе футбол, девочки играли в скакалки, классики, прыгалки, в «магазин».

Октябрята и пионеры

В первом классе, в октябре, всех первоклашек, принимали в октябрята, прикалывали на школьную форму октябрятский значок в виде красной звездочки с изображение юного Ленина, основателя Советского Союза. Октябрята жили по правилам, которые должен был знать и соблюдать каждый октябрёнок:

Октябрята - будущие пионеры.
Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Стать октябрёнком было почётно, а октябрятская звёздочка являлась предметом гордости каждого первоклашки.

В третьем классе лучших октябрят принимали в пионеры. Пионер - значит первый. В ноябре от каждого класса выбирали по пять кандидатов (это были лучшие ребята в классе), и на общешкольной линейке, под знамя школы, под барабанную дробь, старшие пионеры принимали новых членов в ряды пионерской организации. Юные пионеры перед всей школой произносили слова пионерской клятвы. После чего им повязывали пионерский галстук красного цвета. Красный галстук был одного цвета с государственным флагом Советского Союза, цвета крови, пролитой нашими предками за свободу и независимость Родины. У пионеров были свои законы, которые каждый должен был соблюдать. Из пионеров могли и с позором исключить, например, за подлость, за неуважение к старшим, за разгильдяйство, за плохую учёбу. Но таких случаев было очень мало, потому что все ученики очень дорожили званием ПИОНЕР. Остальных ребят принимали в пионеры 22 апреля в День рождения В.И. Ленина и 19 мая - в День пионерии.

Законы пионеров

Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.
Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.
Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
Пионер - надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.

У пионеров было множество обязанностей: сбор металлолома и макулатуры, уборка в парках и скверах города, ведение школьной стенгазеты, тимуровская работа и многое другое. Но самое главное - это шефство над октябрятами. Пионерам давали «подшефный» первый класс, чтобы познакомить детей со школой, помочь им освоиться, они должны были следить за их внешним видом, помогать в учёбе.

Пионеры, приняв на руки доверчивых, испуганных первоклашек, отвечали за них во всём. Первые месяцы проводили с ними все перемены, везде водя за ручку. Девочки приносили из дома бантики и заколки, заплетали малышкам на переменках косички - ведь не у всех мам была возможность это сделать дома, многие уходили рано на работу. Мальчишки учили своих подшефных играть в футбол после уроков, кататься на коньках. Делали с первоклашками домашнюю работу. Водили их в кино после уроков, покупая билеты на свои карманные деньги. Отвечали на вопросы первоклашек.

Что такое зарница

Самая захватывающая игра того времени была ЗАРНИЦА. Проводилась она 23 февраля, в День Советской Армии. В школе всех участников игры делили на две команды. Игра начиналась с построения на линейке. Командиры команд сдавали рапорт главнокомандующему, поднимали флаг и получали задания. Здесь же перед всеми ставилась боевая задача, рассказывались правила игры и условия судейства. Команды отправлялись на задания по маршрутному листу.

Обычно основное действие игры проходило в близлежащем лесу. Но, до того как добраться до леса, по пути проверялись строевые и военные навыки. Здесь нужно было выполнить множество разнообразных заданий: пройти полосу препятствий и минное поле, показать себя в ориентировании по карте и владении рацией. В лесу ученики встречались со своими соперниками, и начиналась перестрелка снежками и самая веселая заключительная часть игры - «Захват знамени», или «Захват высоты». У каждой команды своя база, свой флаг. Цель команды - захватить базу и флаг противника, но при этом удержать свою высоту и спасти своё знамя. К этой части ЗАРНИЦЫ готовились заранее. Из картона и цветной бумаги мамы вырезали погоны и пришивали их к одежде детей. Пришивали очень крепко, чтобы было как можно труднее их оторвать. Погоны - это главный атрибут жизнедеятельности участника игры. Погоны сорваны - значит «убит». Сорван один погон - значит «ранен». В командах определялась тактика и стратегия захвата, распределялись люди, всё как в настоящих военных действиях. В заключение игры учеников, мокрых и снежных, немного замерзших, ждали полевая каша, горячий чай и подведение итогов. А на следующий день на линейке победители и лучшие ребята получали подарки и грамоты.

Кто такие тимуровцы

В школах времён наших бабушек и дедушек все ребята были Тимуровцами. Тимуровец - это пионер, который помогает людям. Он может помочь бабушке перейти дорогу, донести до дома тяжёлую сумку, помогает одиноким по хозяйству дома, тем, кто плохо ходит, сбегать в магазин за продуктами. Или одиноким старикам уделить внимание - просто прийти и поговорить. Ребята искали в городе пожилых и одиноких людей, которые становились тимуровскими объектами. На дверях домов, где жили люди, нуждавшиеся в помощи, прикреплялась красная звезда. Это обозначало, что за хозяином этого дома ухаживают тимуровцы. Люди, которым помогали Тимуровцы, были очень благодарны за помощь и часто в школу приходили письма, в которых бабушки или дедушки просили вручить Тимуровцам на общешкольной линейке почетную грамоту.

Как отмечали новый год

Все ребята ждали Новогодний утренник в школе. Родители готовили новогодние костюмы: кто-то был белочкой, кто-то зайчиком, кто-то солдатом. В конце декабря в школьном спортзале возле красивейшей новогодней елки собирались ребятишки в маскарадных костюмах и ждали появления Деда Мороза со Снегурочкой. Это был настоящий праздник, кто танцевал, кто рассказывал стихи, кто пел песенку перед Дедом Морозом и обязательно получали от него подарок. Подарки получали все дети без исключения. Они были упакованы в синюю цветную бумагу, украшенную рисунками с изображением героев мультфильмов, сказок. Конфеты всякие разные: батончики, ириски, «Мишка на Севере», «Курортные», «Ананас», шоколадки… И, конечно же, мандаринка. Наши бабушки и дедушки до сих пор помнят запах этого подарка. Если сейчас бабушка берёт в руки мандаринку, она сразу же думает о Новом годе. Вот спросите у неё.

Как отдыхали в пионерском лагере

Закончился учебный год, в табелях выставлены оценки - наступило лето. Все дети разъезжаются по пионерским лагерям. Пионерский лагерь - это было настоящее счастье. Некоторые ребята так любили пионерский лагерь, что ездили туда на всё лето. Рисовали стенгазеты, устраивали праздник Нептуна и дни именинника, проводили соревнования, устраивали спектакли. Всё, чему ребята научились в школе, в спортивных секциях и кружках, они могли применить в лагере в различных конкурсах художественной самодеятельности и соревнованиях.

По лагерю передвигались в составе пионерского отряда и обязательно под какую-нибудь речёвку. Когда, например, шли в поход, то все вместе хором распевали:

Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд!
Сильные, смелые.
Ловкие, умелые.
Ты шагай - не отставай,
Громко песню запевай.

Когда шли в столовую:

Раз, два, - мы не ели!
Три, четыре, - есть хотим!
Открывайте шире двери,
А то повара съедим!

В лагере часто проводились пионерские костры, возле которых ребята пели песни, рассказывали интересные случаи из своей жизни. Интересно было послушать разговор «Расскажи мне обо мне», когда все ребята начинали по очереди рассказывать одному из своих товарищей о его положительных качествах и на что в характере следует обратить внимание, какие его действия могут обидеть людей, а какими можно наоборот гордиться. Это помогало ребятам узнать о самих себе правду и в будущем задумываться о своих поступках.

За три недели проведённые в лагере, ребята успевали так подружиться, что расставаясь плакали. И обещали через год снова встретиться в этом же лагере. На прощание друг другу писали пожелания на пионерских галстуках.

Вот, примерно так жили наши бабушки и дедушки, когда им было по 7-12 лет. Может я, что-то упустил?

«Одна из ярких примет детства – новенькие, только купленные учебники, – вспоминает жительница Шебекинского района Татьяна Бондаренко . – Как приятно было их брать в руки, не то что те, что выдают моему внуку».

Единичные экземпляры учебников хранились в школьной библиотеке, но использовать их из‑за выдранных или разрисованных страниц никто не хотел, все покупали новые.

«Это было непросто, в свободной продаже их не найти. У родителей знакомая работала в книжном магазине, поэтому у меня проблем с учебниками не возникало. А одноклассники, бывало, пользовались одним на двоих, – продолжает Татьяна. – Тетради, дневники и прочие школьные принадлежности были у всех одинаковые, ведь выбор канцелярской продукции разнообразием не отличался».

Оборачивать учебник полагалось газетой, которую складывали особым образом. Потом в продаже появились рулоны бумаги для обёртывания, чуть позже – высший шик – пластиковые обложки.

Если сегодня каллиграфия стала дорогостоящим увлечением, то 50 лет назад другого способа выводить школьные каракули просто не было. В некоторых белгородских школах детей по‑прежнему учат писать перьевыми ручками, и это считается передовой методикой.

«Нажим – волосяная, нажим – волосяная, эти слова учителя я помню и через 50 лет, – рассказывает белгородка Ольга Савельева . – Тоненьким пёрышком то еле проводишь линию, то давишь, и вдруг с кончика пера соскальзывает предательская клякса, и весь труд насмарку».

В каждой тетрадке лежала мягкая голубая, розовая, фиолетовая промокашка.

«Сколько раз было: к написанным, ещё влажным буквам аккуратно прикладываешь промокашку, а тут сосед по парте задевает твой локоть, и на всю страницу чернильные разводы. А ещё помню, что в тетрадях в клетку почему‑то не было полей. Приходилось их разлиновывать красным карандашом».

Уцелеть от «Молнии»

«Какая же это была гордость, когда тебя, робкого первоклашку, приняли в октябрята, – продолжает Бондаренко. – Меня сейчас ночью разбуди – отбарабаню: «Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут». А главное – теперь ты носишь пятиконечную звёздочку, в центре которой портрет кучерявого юного Ленина».

Класс делился на «звёздочки». Был командир, цветовод, санитар, библиотекарь. Октябрята помогали старшим, собирали металлолом, макулатуру и очень хотели стать пионерами.

«Я так гордился, что в третьем классе меня приняли в пионеры, что холодной весной ходил с расстёгнутым пальто, чтобы все видели мой галстук», – рассказывает Андрей Чудов .

На линейке давали торжественное обещание пионера Советского Союза. Текст обещания печатали на задней обложке школьных тетрадей.

«До сих пор мороз по коже, когда слышу звук горна: с торжественного выхода барабанщиков, горнистов, знаменосцев начинались линейки, на которых обсуждалась школьная жизнь. «Будь готов», – говорил вожатый. «Всегда готов», – дружно кричали мы, поднимая руку», – добавляет Чудов.

А вот что вспоминает Татьяна:

«Общественная организация объединяла нас, в школе постоянно проходили мероприятия, дети с учителями сами готовили их. Каждый отряд носил имя пионера-героя, и мы действительно многое знали о своих героических сверстниках».

Школьники занимались полезными делами. Рапорт полувековой давности от комсомольской организации ровеньской школы: «Для заводов страны мы собрали 10 тонн металлолома. Распространили книг на 70 рублей. Посадили две тысячи деревьев, вырастили и собрали на пришкольном участке 98 центнеров кукурузного зерна».

«Когда спустя 25 лет на родительском собрании в школе голосовали за то, чтобы класс убирали не дети, а уборщица, я вспоминала своё детство. Сбор урожая после уроков и мытьё кабинетов считались само собой разумеющимися», – уверяет Бондаренко.

А тех, кто не хотел учиться и работать, песочили в «Молнии». На альбомных листках редакторская группа рисовала карикатуры на прогульщиков, добавляла едкий текст и вывешивала в классе. На переменах возле них собирался народ, попасть в «Молнию» никто не хотел.

Труды и арифметика

«1 сентября в первом классе учитель попросил прочитать надпись на кабинете. Я была единственной, кто смог это сделать, – вспоминает Ольга Савельева. – Тогда никому в голову не приходило учить ребёнка писать, читать дома. А для чего тогда школа?»

Ученики спокойно переходили из одной школы в другую: образовательная программа была единой. В дневниках младшеклассников ещё нет слова «математика», вместо него «арифметика». Уроки технологии называли коротко и ясно – труды.

Много кружков по предметам, которые учителя ведут бесплатно. С отстающими учениками занимаются их одноклассники.

«Хорошо учиться – основное патриотическое дело учеников. В отрядах работают пионерские группы взаимопомощи. Ребята, хорошо успевающие по предметам, занимаются с неуспевающими», – писала в 1968 году «Ленинская смена» .

Ольга смеётся:

«Это сейчас ребёнок идёт с кругленькой суммой к репетитору, и в голову ему не придёт пропустить занятие. Мы же двоечников после уроков ловили по всем этажам: не очень‑то они хотели заниматься дополнительно ни с отличниками, ни с учителями».

Перед советской школой поставили задачу: к 1970 году перейти к всеобщему среднему десятилетнему образованию. Для этого надо сократить начальное образование с четырёх до трёх лет, чтобы с четвёртого класса заниматься по программе средней школы.

Позже, в 1986-м, «Ленинская смена» напишет:

«Почти во всех начальных школах Валуйского района не было второгодников. Поэтому валуйским учителям доверено первыми в области и одними из первых в стране учить первоклассников по новой программе. Её они усвоят гораздо быстрее своих сверстников, за три года вместо четырёх».

Бандероли с Лениным

Ещё несколько лет оставалось до выхода программы «Клуб путешественников». А пока о жизни в других странах узнавали в клубах интернациональной дружбы.

«По книгам, по письмам изучаем жизнь школьников за рубежом. Часто отправляем посылки своим друзьям за границу: в бандеролях книги о Ленине. И мы тоже получаем толстые пакеты: немецкие пионеры прислали нам книги о Карле Марксе и Кларе Цеткин», – писала в «Ленинской смене» председатель волоконовского клуба.

А вот что вспоминает Андрей Чудов:

«Конверт с яркой маркой на чужом языке был чудом. Я изучал немецкий и два года переписывался с мальчиком из ГДР. А моя сестра – английский и очень завидовала мне, так как переписываться со сверстниками из капстран запрещали».

Ольга Савельева часто рассказывает внуку, как училась.

«Он удивляется, что в начальной школе я не знала про капроновые ленты, а заплетала только атласные. А ещё тому, что моя старшая сестра прыгала до потолка, когда в школе купили радиолу. Праздничные вечера заканчивались танцами, пусть количество пластинок можно было пересчитать по пальцам», – добавляет Савельева.

Как бы ни менялась школа, но и через 50 лет здесь человека учат дружить и думать. Ребёнок решает первые проблемы и радуется первым победам. Никакие интерактивные доски, цифровые лаборатории не помогут учителю, если он видит не душу ученика, а объект воспитания. И какими бы продвинутыми ни были наши дети, в сентябре они с таким же волнением садятся за парты, как и их сверстники полвека назад.

Елена Мирошниченко